Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению педагогическим советом
МБДОУ № 7 «Ромашка» г. Сальска
Протокол № 1 от 31.08.2020 г.
Утверждаю:
заведующий МБДОУ № 7
«Ромашка» г. Сальска
____________ Чапская М.В.
Приказ № 154 от 31.08.2020 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР И
ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
« ДЕТСКИЙ САД № 7 «РОМАШКА» Г. САЛЬСКА
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР и
детей со сложным дефектом (далее группы компенсирующей направленности) Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Ромашка» г.
Сальска (далее – Положение) регламентирует деятельность групп компенсирующей
направленности для детей с ЗПР и детей со сложным дефектом (два и болеее дефекта),
созданной в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский
сад № 7 «Ромашка» г. Сальска (далее – МБДОУ), реализующим Основную
общеобразовательную программу дошкольного образования и Адаптированную основную
образовательную
программу
для
детей
с
ОВЗ.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ от 12.12.1993 г.,
Федеральным Законом «Об образовании в РоссийскойФедерации» от 29.12.2012г. № 273ФЗ, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской
Федерации»
с
изменениями,
Уставом
МБДОУ.
1.3.Для детей с ограниченными возможностями здоровья организуются группы
компенсирующей направленности для осуществления квалифицированной коррекции в
физическом и психическом развитии.
1.4.Устройство, содержание и организация работы группы компенсирующей направленности
должны соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1. 3049.13 ( X10.1-10.18).
2.
Организация деятельности
2.1.Группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ открываются по решению
учредителя на основании приказа руководителя МБДОУ, при наличии необходимых
материально-технических условий и кадрового обеспечения.
2.2.Группы организуются на основании заключения ПМПК (психолого -медико-педагогической
комиссии) по результатам обследования ребенка и согласия родителей (законных
представителей).
2.3.Группы компенсирующей направленности открываются в
требованиям санитарных норм и правилам пожарной безопасности.
МБДОУ,
отвечающим
2.4.Группы оборудуются инвентарем, пособиями согласно требованиям по организации
образовательного процесса СанПиН 2.4.1.3049-13.
2.5.Режим работы групп компенсирующей направленности устанавливается согласно Уставу
МБДОУ.
2.6.Диагностика и коррекция детей осуществляется штатными педагогами МБДОУ.
2.7.Контроль результатов работы групп компенсирующей направленности осуществляется
администрацией МБДОУ и родителями (законными представителями).
2.8.Отношения между МБДОУ и родителями (законными представителями) регулируются
договором, заключаемым в установленном порядке.
2.9. Питание в группах компенсирующей направленности организуется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных учреждений»), утвержденного постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15.03.2013г. No26).
3.Порядок комплектования групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
3.1.Порядок групп компенсирующей направленности определяется учредителем в соответствии
с Законодательством РФ и закрепляется в Уставе МБДОУ.
3.2.В группы компенсирующей направленности принимаются дети в возрасте 4-7 лет.
3.3.Прием детей в группы компенсирующей направленности может производиться в течение
всего года при наличии свободных мест.
3.4.В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в
зависимости от возраста детей, психической, физической, интеллектуальной недостаточностью
(в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР до 10 детей, в группе
компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом до 5 детей).
3.5.Основанием для зачисления в группы компенсирующей направленности является:
заключение ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия);
письменное заявление родителей (законных представителей) на имя заведующего МБДОУ;
направление, выданное управлением образования;
3.6.Длительность пребывания в группах компенсирующей
определяется ПМПК, согласно основному диагнозу.
направленности
ребенка
3.7.Завершение пребывания ребенка
регламентируется заключением ПМПК.
в
группах
компенсирующей
направленности,
4.Организация образовательного процесса
4.1.Общеобразовательный процесс организуется в соответствии с основной образовательной
программой МБДОУ, Адаптированной основной образовательной программой для детей с ОВЗ,
разработанной самостоятельно на основе основной образовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, «Подготовка к школе детей с ЗПР»
под ред. С.Г. Шевченко, «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования детей с умственной отсталостью» под ред Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой и
ФГОС ДО.
4.2.Основная образовательная программа МБДОУ определяет содержание и организацию
образовательного процесса для нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ в условиях
интегрированного образования и направлена на формирование общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность, содержание и укрепление здоровья
детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии
детей.
4.3.Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности включает гибкое
содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностноориентированное развитие детей с ОВЗ.
4.4.Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития
различных видов деятельности с учетом состояния здоровья детей с ОВЗ.
4.5.В конце каждого года обучения, по результатам обследования психолого-психологического
консилиума МБДОУ и ПМПК воспитанников с ОВЗ, даются рекомендации о дальнейших
формах обучения каждого ребенка с ОВЗ.
5.Организация деятельности педагогического персонала
5.1.Основными ведущими специалистами, проводящими коррекционно-педагогическую работу
в группах компенсирующей направленности являются: учитель - дефектолог, учитель-логопед,
педагог-психолог, воспитатель.
5.2.Деятельность учителей-дефектологов осуществляется в соответствии с должностными
инструкциями.
Учитель-дефектолог:
планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию
детей с ОВЗ в коллектив сверстников МБДОУ, включение их в социальную жизнь МБДОУ и
создает условия для общения и взаимодействия детей;
ведет образовательную и коррекционную работу с воспитанниками с ОВЗ, используя
индивидуальные, подгрупповые и групповые формы деятельности;
консультирует воспитателей и специалистов по вопросам организации коррекционнопедагогического процесса и взаимодействия всех детей группы;
помогает педагогам (воспитателям и специалистам) групп компенсирующей направленности в
отборе содержания и методике проведения совместных занятий;
проводит совместные занятия с другими специалистами (учителем – логопедом, педагогм –
психологом, тьютором, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре);
ведет необходимую документацию.
5.3.Деятельность воспитателя.
Воспитатель:
деятельность группы компенсирующей направленности направлена на создание оптимальных
условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной,
двигательной активности, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его
оздоровления. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и
предупреждение вторичных нарушений развития, формирование компетенций, необходимых
для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
5.4.Особенности организации работы воспитателя группы компенсирующей направленности.
планирование (совместно с учителями-дефектологами) и проведение образовательной
деятельности с воспитанниками с ОВЗ;
соблюдение преемственностив работе
образовательной программы детей с ОВЗ;
с
другими
специалистами
по
выполнению
обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом
рекомендаций специалистов;
консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания
ребенка в семье;
ведение необходимой документации, определенной настоящего положения (п.10.3).
5.5. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровьякаждого
воспитанника группы.
В функции педагога – психолога входит:
психологическое обследование воспитанников групп компенсирующей направленности;
проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с
воспитанниками групп компенсирующей направленности;
проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;
осуществление преемственности в работе МБДОУ и семьи;
консультирование персонала групп компенсирующей направленности;
ведение необходимой документации, определенной настоящего положения (п.10.4).
5.6. Деятельность музыкального руководителя.
Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных
способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников с ОВЗ.
Особенности работы музыкального руководителя в группах компенсирующей направленности:
взаимодействие со специалистами групп компенсирующей направленности по вопросам
организации совместной образовательной деятельности всех детей с ОВЗ;
проведение образовательной деятельности с воспитанниками с ОВЗ (в т.ч.совместно с другими
специалистами: учителем – дефектологом, педагогом-психологом, инструкторомпо физической
культуре, учителем-логопедом и др.);
проведение совместных праздников, развлечений, театрализованных представлений и др.;
консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка с ОВЗ музыкальных
средств;
ведение необходимой документации, определенной настоящего положения (п.10.5)
5.7.Деятельность инструктора по физической культуре.
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление
здоровья детей с ОВЗ и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни.
В группах компенсирующей направленности организация работы инструктора по физической
культуре предусматривает:
проведение образовательной деятельности (в т.ч. совместно с другими специалистами) с
воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
планирование
совместной
направленности;
деятельности
воспитанников
групп
компенсирующей
подготовку и проведение спортивных мероприятий, праздников, развлечений, досугов;
оказание консультативной поддержки родителям по вопросам физического воспитания,
развития и оздоровления ребенка в семье;
регулирование (совместно с медицинскими работниками ДОУ) физической нагрузки на
воспитанников;
ведение необходимой документации, определенной настоящего положения.
5.8. Деятельность медицинских работников
Деятельность медицинских работников направлена на проведение профилактических
мероприятий, способствующих укреплению здоровья воспитанников групп компенсирующей
направленности.
Организация работы медицинских работников в группах компенсирующей направленности
предусматривает:
информирование родителей (законных представителей) воспитанников о планируемой
иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятиях;
организация и проведение доврачебного профилактического медицинского
воспитанников, в том числе по лабораторно-диагностическим исследованиям;
осмотра
проведение работы по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми,
организацию «дней здоровья», игр, викторин на медицинскую тему;
проведение ежемесячного анализа эффективности оздоровительных мероприятий в группах
компенсирующей направленности;
взаимодействие с медицинским персоналом учреждений здравоохранения;
ведение утвержденной формы учетной и отчетной медицинской документации;
осуществление контроля за организацией образовательного процесса,
воспитания, питания, за соблюдением санитарно-гигиенического режима.
физического
6.Права и обязанности участников образовательного процесса
6.1.Участниками образовательного процесса групп компенсирующей направленности являются
дети, их родители (законные представители), педагогические и медицинские работники.
6.2.При приеме детей в группы с компенсирующей направленностью заведующий
(руководитель) МБДОУ обязан ознакомить родителей (законных представителей) с Уставом,
лицензией на правоведения образовательной деятельности, свидетельством аккредитации
дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса.
6.3.Взаимоотношения между МБДОУ и родителями (законными представителями)
регламентируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и
ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития,
оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в группе компенсирующей
направленности, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных
представителей) за содержание ребенка в группах компенсирующей направленности МБДОУ.
6.4.В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения
ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей), решения ПМПК,
обучение в группе компенсирующей направленности может осуществляться (1-2 года) или до
его поступления в образовательное учреждение.
6.5.Медицинский и педагогический персонал МБДОУ проводит комплексную коррекционную
работу в группах компенсирующей направленности с учетом состояния здоровья детей с ОВЗ,
оказание медико-профилактических мероприятий по назначению врача в соответствии с
лицензией на осуществление медицинской деятельности.
6.6.Заведующий МБДОУ, медицинские работники осуществляют систематический контроль и
несут персональную ответственность за организацию и проведение комплекса коррекционных,
медико-профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию
отклонений в состоянии здоровья детей.
6.7.Права работников МБДОУ и меры их социальной
Законодательством РФ, Уставом и трудовым договором.
поддержки
определяются
6.8.Педагогические работники обязаны:
выполнять Адаптированную основную образовательную программу для детей с ОВЗ с учетом
особенностей психофизического развития и состояния здоровья детей;
знать специфику заболевания, особенности режима и организацию дошкольного образования;
составлять рабочие программы по образовательным областям Адаптированную основную
образовательную программу для детей с ОВЗ с учетом особенностей психофизического
развития и состояния здоровья ребенка.
6.9.Педагогические работники имеют право на:
свободу выбора и использование методик обучения и воспитания, дидактических пособий и
материалов, педагогических методов диагностики развития воспитанников;
развитие и поддержку своей профессиональной квалификации;
аттестацию в соответствии с Порядком аттестации педагогических
государственных и муниципальных образовательных учреждений;
работников
защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.
6.10. Педагогические работники несут ответственность за:
качественное и своевременное выполнение всех закрепленных за ними основных функций и
задач;
полноту, достоверность и своевременность представляемой информации;
правильность разработки и осуществления мероприятий, направленных на решение
конкретных вопросов деятельности;
рациональную организацию труда, правильность применения положений, тех или иных
инструктивных документов образовательного учреждения.
6.11. Медицинские работники несут ответственность за:
здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий,
соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечения качества питания;
неисполнение или ненадлежащее исполнениесвоих обязанностей, предусмотренных
должностной инструкцией в соответствии с действующим трудовым законодательством;
нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности
и техники безопасности.
6.12. Медицинские работники имеют право на:
участие в обсуждении вопросов, касающихся их должностных обязанностей;
вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной
с должностными обязанностями;
повышение квалификации;
защиту своей профессиональной чести и достоинства.
6.13.Воспитанники имеют право:
на получение права дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;
охрану жизни и здоровья;
защиту и уважение их человеческого достоинства;
удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
развитие творческих способностей и интересов;
на получение оздоровительных, медико-профилактических процедур и мероприятий;
удовлетворение физиологических потребностей ( в питании, сне, отдыхе и др.) в соответствии
с его возрастом и индивидуальными особенностями развития.
6.14. Родители (законные представители) имеют право:
защищать законные права и интересы детей;
принимать участие в педагогических советах;
участвовать в управлении МБДОУ;
требовать представления воспитаннику охраны и укрепления его здоровья, воспитания и
обучения на условиях, предусмотренных договором между МБДОУ и родителями (законными
представителями);
на льготы и компенсации в соответствии с действующим законодательством РФ;
приносить в МБДОУ вещи, связанные с обеспечением воспитательно-образовательного
процесса и оздоровительных, медико-профилактических процедур;
обращаться для разрешения конфликтных ситуаций в администрацию МБДОУ
6.15.Родители (законные представители) обязаны:
выполнять Устав МБДОУ;
приводить ребенка в МБДОУ в опрятном виде ( чистой одежде и обуви с учетом местных,
возрастных, индивидуальных особенностей воспитанника;
информировать МБДОУ о предстоящем отсутствии ребенка, его болезни;
выполнять требования образовательного учреждения;
ставить педагогов в известность о рекомендациях врача;
выполнять обязанности родителей (законных представителей) закрепленных в договоре,
заключенном между МБДОУ и родителями ( законными представителями).
6.16.Администрация МБДОУ обязана:
создать условия для организации дошкольного образования детей с ОВЗ в группах
компенсирующей направленности;
контролировать выполнение Адаптированную основную образовательную программу для
детей с ОВЗ; контролировать выполнение комплекса коррекционных мероприятий, санитарногигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
7.Штаты и руководство
7.1.В штатное расписание МБДОУ, обеспечивающего воспитание, развитие, оздоровление,
коррекцию недостатков физического и психического развития детей с ОВЗ введены должности
учителей-логопедов, учителей - дефектологов, педагога-психолога, тьютоа, воспитателей и
других работников, в зависимости от категории детей с ОВЗ.
7.2.Руководство группами
МБДОУ.
компенсирующей направленности обеспечивает руководство
8.Механизм финансирования групп компенсирующей направленности.
1.Расходы на содержание детей групп компенсирующей направленности финансируются за
счет средств местного бюджета.
9. Документация
9.1. Документами, регулирующими деятельность МБДОУ в группах компенсирующей
направленности являются:
заявление родителей (законных представителей);
направление в
образованием;
группы
компенсирующей
направленности,
выданное
управлением
коллегиальное заключение ПМПК и рекомендации для детей с ОВЗ;
приказ руководителя МБДОУ об организации деятельности групп компенсирующей
направленности;
табель посещаемости воспитанников групп с ОВЗ;
рабочие программы по дисциплинам образовательных областей с учетом специфики работы
групп компенсирующей направленности;
планирование образовательной деятельности групп с ОВЗ;
перспективный план коррекционной работы групп с ОВЗ.
9.2.Документация учителя –дефектолога
карта развития каждого ребенка с ОВЗ;
журнал групповых и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ;
тетрадь для совместной деятельности учителя-дефектолога и воспитателя;
тетрадь для индивидуальных занятий с детьми (в ней отражаются
структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы);
тетрадь для родителей с индивидуальными рекомендациями.
В конце учебного года составляется характеристика на каждого воспитанника с ОВЗ и
аналитический отчет о результатах коррекционной работы.
9.4.Документация воспитателя
планирование организации образовательной деятельности воспитанников группы с ОВЗ;
мониторинг образовательной деятельности;
результаты педагогической диагностики.
В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого
воспитанника группы и аналитического отчетапо результатам коррекционно-педагогической
работы.
9.5. Документация педагога-психолога
карта психологического обследования воспитанников с ОВЗ;
план работы педагога-психолога;
заключение по результатам проведенного психолого-диагностического обследования;
журнал консультаций педагога-психолога;
карта психолого-медико-социальной помощи ребенку;
программа коррекционно-развивающих занятий;
аналитический отчет о работе педагога-психолога.
9.6.Документация музыкального руководителя
планирование образовательной деятельности области «Музыка» в соответствии с ФГОС ДО.
план организации досуговой деятельности детей;
результаты педагогической диагностики;
аналитический отчет о результатах работы за год.
9.7.Документация инструктора по физической культуре.
планирование образовательной деятельности области «Физическая культура», «Здоровье» в
соответствии с законом ФГОС ДО;
план организации досуговой деятельности детей;
результаты педагогической диагностики;
аналитический отчет о результатах работы за год.