рабочая программа учителя - дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР на 2024 - 2025 уч. год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Ромашка» г. Сальска

Принято решением
педагогического совета
МБДОУ №7»Ромашка» г.Сальска
Протокол № 1 от 30.08. 2024г

Приложение № 2 к приказу №117
от 30.08.2024г.
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ №7
«Ромашка»г.Сальска
----------------Чапская М.В

Рабочая программа
учителя-дефектолога
в группе компенсирующей направленности для детей ЗПР
на 2024-2025 учебный год

Разработчик:
Маслова О. Ю.
учитель-дефектолог

г. Сальска

I Содержание работы
1. Пояснительная записка
1.1.

Цели и задачи реализации рабочей программы;

1.2.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы;

1.3. Возрастные и индивидуальные характеристики особенностей развития детей
с ЗПР.
1.4.

Планируемые результаты освоения рабочей программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1 Содержание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития детей дошкольного возраста.
2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников.
2.4 Содержание коррекционной работы.
2.5 Совместная деятельность учителя – дефектолога с воспитателями групп.
2.6 Содержание воспитательной деятельности учителя-дефектолога.
III РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы.
3.2 Методические материалы, средства обучения и воспитания дошкольников.
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды.

IV.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

4.1Краткая презентация рабочей программы

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
Рабочая образовательная программа предназначена для построения системы
педагогической деятельности в группе компенсирующей направленности для
детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с задержкой
психического развития, обеспечение гарантий качества содержания, создания
условий для выявления и коррекции нарушений, обеспечения индивидуального
развития и раскрытия потенциала каждого ребенка.
Задержка психического развития представляет собой общую психическую
незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не
равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены
особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой
сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной
информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые
объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.
У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях.
Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и
ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и
результативной стороне всех видов их деятельности.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в
нарушениях
звукопроизношения,
бедности
и
недостаточной
дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических
конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность
фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти.
Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая
стороны речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и
пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки,
недоразвитие мелкой моторики.
Рабочая программа учителя - дефектолога
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Ромашка» г. Сальска.
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
с документами Министерства образования и науки РФ

 Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.07.2020 г. № 373
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
образовательным
программам дошкольного образования»
с документами Федеральных служб
 Санитарно-эпидемиологические
требованиями
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №26 «Об утверждении
САНПИН» 2.4.3048-20);
с локальными документами
 Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения № 7 «Ромашка» города Сальска
Рабочая программа разработана на основе следующих образовательных программ:
1) Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
№ 7 «Ромашка» города Сальска.
2) Основная
образовательная
программа
дошкольного
образования
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под
редакцией С.Г. Шевченко
3) Образовательная программа дошкольного образования Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 7 «Ромашка»
города Сальска.
1.1.Цели и задачи реализации Программы.
Ведущие цели общеобразовательной программы - создание благоприятных
условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие
психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к
обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Гуманистическая
цель
современного
дошкольного
образования
заключается в максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности
ребенка, содействии полноценному его развитию в личностном и познавательном
плане, создании условий для полноценного и максимального проявления

положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально
возможной и эффективной амплификации (обогащения) им образовательных
воздействий.
Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об
окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и
всестороннее развитие психических процессов.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача
дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению
проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее
место. Подчёркивается важность создания условий, обеспечивающих и
физическое, и психическое здоровье ребёнка.
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные
особенности воспитанников дошкольного учреждения.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей и направлена на достижение следующих задач:
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
• Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей
и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим
собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей принятых
в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования , возможности
формирования
Программ
различной
направленности
с
учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
• Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
укрепления здоровья детей;
• Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и
координации психических нарушений;
• Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы
дефектолога в соответствии с программным содержанием;
• Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей,
потребностей и интересов дошкольников.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
Содержание программы соответствует заявленным ФГОС принципам:
• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского
развития;
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Сотрудничество Организации с семьей;
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
Программа опирается на научные и дидактические принципы, которые для детей
с ЗПР приобретают особую значимость:
• Принцип системности опирается на представление о психическом развитии
как о
сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в
тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы
реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных
навыков,
опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное
психическое развитие.
 Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной
работы тех
задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
 Принцип комплексности предполагает, что устранение психических
нарушений
должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на
взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное
взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского
учреждения
и родителей дошкольников.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха
коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы
динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет
сформированные умения, создает условия для активизации познавательных
навыков.
 Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на
уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность
обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с

санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
 Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний
предполагает
такой подбор материала, когда между составными частями его существует
логическая
связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение
программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования.
Концентрированное изучения материала служит также средством установления
более
тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой
темы
на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети
прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем.
Коррекционная
работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических
функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Рабочая программа включает в себя организацию деятельности МБДОУ по
основным
направлениям – физическому, социально-коммуникативному,
познавательному и художественно-эстетическому, речевому обеспечивает
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования. Приоритетным является воспитание, обучение, развитие детей в
соответствии с их индивидуальными особенностями.
Учитывая специфику профессиональной деятельности учителя –
дефектолога ДОУ, – значительное место уделяется коррекции нарушений
развития детей.
Таким образом, содержание рабочей программы реализуется с учетом
возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.
Общие количество групп в МБДОУ - 7, из них 3 группы – общеразвивающей
направленности, 3 группы – компенсирующей направленности (группа
компенсирующей направленности для детей с ТНР, группа компенсирующей
направленности для детей с ЗПР, группа компенсирующей направленности для
детей со сложным дефектом) и группа кратковременного пребывания для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
1.3 Возрастные и индивидуальные характеристики особенностей развития
детей с ЗПР.
Важная особенность психического развития детей данной группы выделяется
характерным недостаточным уровнем зрелости. Действия детей в играх однообразны.
Дети могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение,
придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные
с субординацией ролевого поведения вследствие слабых эмоциональных,
познавательных процессов и речи, когда общение является для ребенка ведущим видом
деятельности в игре. Наблюдается организация игрового пространства, в котором
выделяются смысловой « центр» и « периферия».
У детей часто возникают состояния повышенной тревожности, вырабатывающие в

характере ребенка пассивно – защитные свойства. Развивается изобразительная
деятельность детей. Эти дети наиболее активно проявляют себя в продуктивных видах
деятельности особенно в рисовании. Рисунки приобретают сюжетный характер. К
седьмому году жизни в рисунках детей изображение человека становится более
детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии человека. Конструктивная деятельность может
осуществляться только на основе чертежа. Наряду с незрелостью эмоционально –
волевой сферы недостаточно развита познавательная деятельность (развитие внимания,
памяти, речи). У детей данной категории все основные психические
новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное
своеобразие. Для них характерна
значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической
деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных
сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных
анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются
незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне
быстрой истощаемости, утомляемости,
нарушенной работоспособности, в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС.
С помощью взрослых они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные
задания на близком к норме уровне.
Категория детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. У одних
их них на первый план выступает замедленность становления эмоциональноличностных характеристик и произвольной регуляции поведения. Эти дети с
различными формами инфантилизма. У этих детей задержано формирование
личностной готовности к обучению.
При других формах задержки психического развития преобладает задержанное
развитие различных сторон познавательной деятельности.
Возрастные психологические особенности дошкольников 5 - 6 лет с задержкой
психического развития:
 низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально
развивающимися сверстниками);
 отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая
концентрация, трудности переключения;
 неравномерная работоспособность;
 отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти
над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению
с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
 выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии
познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об
основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве;
 нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не
замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда
находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить
выполненную работу;
 снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми;

 нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие
пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;
Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет с задержкой
психического развития:
 ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и
психофизического развития;
 несформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в
школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет
играть, а не учиться;
 отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не
может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным
интеллектуальным усилиям;
 несформированны все структурные компоненты учебной деятельности;
 испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие
мелкой моторики;
 непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
 несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словеснологического мышления;
 могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети
слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь. В высказываниях отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом
возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные,
синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно
организованной образовательной работы дошкольников развиваются
диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Проявляют инициативу и обращаются к взрослому и сверстнику с
предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы:
«давайте попробуем узнать…», «предлагаю провести опыт». В процессе
совместного экспериментирования высказывает предположения, дает советы. В
случаях затруднений обращаются за помощью к взрослому, используя вежливые
формы обращения, соблюдая правила речевого этикета. Принимают
заинтересованное участие в образовательном процессе, высказывая предложения к
организации развивающей среды, обсуждая текущие вопросы.

Составляют описательные и повествовательные рассказы, рассказы по
воображению и использует эти формы в процессе общения. Проявляют творчество
в процессе сочинения загадок, сказок, небылиц. Производят звуковой анализ слов
с определением места звука в слове и его характеристикой (гласный-согласный,
твердый -мягкий согласный).
Эффективность ранней коррекционной работы подтверждает, что дети способны к
успешному усвоению предметных программ в начальной школе.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы.
Требования к знаниям, умениям и навыков по разделу «Ознакомление с
окружающим миром и развитие речи».
Дети должны уметь:
— различать правую и левую руку, правую и левую сторону тела и лица
человека;
— определять правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны на таблицах,
рисунках, столе, листе бумаги;
— уметь поместить и найти предмет по словесному указанию педагога;
— создавать однородные группы предметов по одному признаку по двумтрем признакам (цвету, форме, величине) по полной и неполной аналогии;
— употреблять слова, обозначающие изученные свойства (цвет, форму,
величину) и расположение предметов в пространстве, в активной речи.
— узнавать и правильно называть пять-шесть растений, произрастающих на
участке детского сада и в ближайшем окружении; называть наиболее
распространенные растения сада и огорода на рисунках, в природе и по описанию.
— правильно называть пять-шесть изученных видов животных, уметь
узнавать их в природе, опираясь на знание основных отличительных признаков;
— правильно называть времена года, их последовательность;
— называть отличительные признаки противоположных времен года
(осенью — весной, зимой — летом), осуществлять соотносительный анализ,
строить предложения с использованием противительных союзов а, но;
— составлять коллективный рассказ о погоде за один день (на основе
непосредственных наблюдений, по вопросам педагога, по опорным словам);
— уметь составить рассказ о правилах поведения в природе, правилах
обращения с домашними животными.
— называть свое полное имя, фамилию, возраст, имена товарищей;
— называть имя и отчество взрослых, работающих в дошкольном
учреждении;
— соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;
— рассказывать о составе семьи и труде родителей по вопросам педагога,
задавать такие же вопросы детям;
— называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов,
относящихся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви; к бытовой технике,
мебели, посуде; к спортивным принадлежностям, спортивной одежде;
пассажирскому транспорту;
— уметь описать одну-две игрушки и рассказать о правилах одной-двух
настольных игр;
—соблюдать правила поведения на улице и в других общественных местах;
—знать, что означают цвета светофора, различные указатели (стрелки,
вывески, дорожные знаки, к кому обратиться за помощью в случае
необходимости);
—правильно называть одно-два комнатных растения, имеющихся в
групповой комнате.

Требования к знаниям, умениям и навыков по разделу
(фонематического) восприятия и подготовки к обучению грамоте».

«Развитие

Детей следует научить:
• способу вычленения звука из слова и называнию выделенного звука;
• относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их
произнесения и звучания;
• условному обозначению гласных и согласных звуков соответствующим
цветом;
• узнавать и называть буквы, которые обозначают изученные звуки;
• составлять условно-графические схемы предложений, состоящих из двухтрех слов.
• различать на слух звуки речи, последовательно выделять звуки без опоры
на условно-графическую схему из двусложных слов и с опорой на схему из
трехсложных слов, написание которых не расходится с произнесением;
• обозначать гласные звуки буквами (кроме йотированных);
• знать о двух основных группах звуков русского языка — гласных и
согласных, различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности
звучания и артикуляции, использовать условные обозначения гласных и согласных
звуков;
• различать твердые и мягкие согласные;
• выделять предложения из устной речи;
• выделять из предложения слова;
• правильно использовать термины звук, гласный звук, согласный звук,
слово, предложение.
Требования к знаниям, умениям и навыков по разделу «Развитию элементарных
математических представлений».
Дети должны знать:
• состав чисел 2—5.
Дети должны уметь:
• сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
• считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы:
«Сколько?», «Который по счету?»;
• уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить
количество соответствующим числительным;
• сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и
выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;
• практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из
двух меньших чисел;
• ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ,
левую, правую часть, середину и т.п.);
• понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.

• читать и записывать числа до 10;
• уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10;
• решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с
помощью сложения и вычитания;
• распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат,
прямоугольник, овал.

II РАЗДЕЛ- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.

2.1.Содержание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития детей дошкольного возраста.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей
«познавательное развитие» и «речевое развитие», которые обеспечивают
разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому,
что основные задачи содержания дошкольного образования каждой
образовательной области решаются и в ходе реализации других областей
Программы. По освоению детьми каждой образовательной области разработано
календарно-тематическое планирование по программе С.Г. Шевченко «Программа
коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР».
График организации образовательного процесса.
Сроки
Содержание работы
1-15 сентября
Диагностика психического развития детей. Заполнение
дефектологических карт,
документации дефектологического кабинета
15 сентября – 15 мая
Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми
Мониторинговая диагностика психического развития
детей
15 мая – 31 мая
Итоговая (мониторинговая) диагностика психического
развития детей. Заполнение документации.
Учебный план для группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Образовате Вид
льная
деятельност
область
и

Формы
образовательной
деятельности

Коли
честв
о
НОД
(в

Развитие Интеграция
ВПФ
Образователь
ных областей

недел
ю
Социально
–
коммуника
тивное
развитие

Ознакомление
с
окружающим
миром

Беседы, викторины,
дидактические игры,
рассматривание
картин и иллюстраций

2

Познавател
ьное
развитие

ФЭМП

Беседы,
дидактические игры,
рассматривание
картин и
иллюстраций,
коллекционирование,
реализация проектов,
викторины,
конструирование,
(Сравнения,
обобщения, анализ,
синтез)

2

Социально
–
коммуника
тивное
развитие

Развитие
речи

Беседы, игровые
проблемные ситуации,
викторины.

2

Развитие
внимания
Развитие
простран
ственного
восприят
ия
Развитие
слуховой
и
зрительн
ой
памяти
Развитие
графичес
ких
навыков
Развитие
нагляднообразног
ои
логическ
ого
мышлени
я

Речевое
развитие.
Физическое
развитие.
Социально –
коммуникатив
ное
развитие.
Речевое
развитие.
Физическое
развитие.
Социально –
Коммуникати
вное развитие.

Речевое
развитие.
Физическое
развитие.
Социально –
Коммуникати
вное развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие»
(формирование элементарных математических представлений)
Задачи:
• формирование элементарных представлений о признаках предметов,
количестве, числе, формирование способов измерения;
• выполнение простейших счетных операций, составление и решение
арифметических задач на сложение и вычитание;
• дошкольники учатся различать и сравнивать предметы окружающего мира,
обобщать и классифицировать их;
• приобретают навыки преобразования множеств в процессе наблюдений и
совместных практических действий;
• усваивают элементарный математический словарь;

• важнейшей задачей обучения является развитие у детей познавательных
интересов, мыслительных операций и речи.
Работа строится с постепенным усложнением деятельности детей: от
максимальной развернутости практических действий, опоры на образец, показ и
конкретные указания педагога к умению опираться на наглядную модель и
словесную инструкцию. При этом совершенствуется и словесная регуляция
действий — от сопровождения действий речью к умению давать словесный отчет,
а затем к планированию предстоящей работы.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
Коррекционная деятельность для детей пятого и седьмого года жизни направлена
на восполнение пробелов их предшествующего развития.
Задачи:
• формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете,
форме, величине), о расположении их в пространстве;
• дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях
ближайшего окружения ребенка;
• повышение уровня сенсорного и умственного развития;
• обогащение и систематизация словаря;
• развитие устной диалогической и монологической речи.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Часть программных задач осуществляется в совместной деятельности
взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в рамках
образовательной деятельности и режимных моментах, часть задач Программы
реализуется через систему взаимодействий учителя – дефектолога с педагогами
ДОУ и семьями воспитанников.
1.2.1. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Формы образовательной деятельности по социально - коммуникативному
развитию
Режимные моменты
Образовательная
деятельность

Самостоятельна
я деятельность
детей

Формы организации детей
Индивидуальные,
подгрупповые,
групповые

Индивидуальные,
подгрупповые,
групповые

Индивидуальны
е,
подгрупповые,
групповые

Взаимодействие
с родителями
Индивидуальны
е,
подгрупповые,
групповые

Сюжетно-ролевая
игра
Рассматривание
Наблюдение
Чтение
Играэкспериментирован
ие
Развивающая игра
Экскурсия
Интегративная
деятельность
Конструирование
Исследовательская
деятельность

Сюжетно-ролевая
игра
Рассматривание
Наблюдение

детской

рекомендации

Чтение

деятельности

результатам

Играэкспериментирован
ие
Развивающая игра
Ситуативный
разговор

консультации,

мониторинга
Дни открытых
дверей
Мастер-классы
Развивающая
игра

Экскурсия

Экскурсия

Интегративная
деятельность
Конструирование

Рассказ, Беседа
Создание коллекций

Рассказ, Беседа

Проектная
деятельность

Создание коллекций

Проблемная
ситуация

Индивидуальны
е

самостоятельно
й

Исследовательская
деятельность

Экспериментирован
ие

Во всех видах

Проектная
деятельность
Экспериментирован
ие
Проблемная
ситуация

Методы реализации образовательных задач рабочей программы
Название метода.

Рекомендации по их применению.
Учитель, дефектолог.

Воспитанники.

Методы по источнику знаний.
Словесные.

Объяснение, рассказ,
беседа, анализ текста.

Отвечают, поясняют,
задают вопросы, делают
выводы.

Наглядные (наглядные
пособия, технические
средства).

Метод иллюстрации:
показ иллюстративных
пособий, плакатов,
картин , зарисовок на
доске и пр. Метод
демонстрации:
использование
мультимедийных
презентаций ,
компьютерных программ
для воспитанников,
показ мультфильмов,
диафильмов и др.

Воспринимают
информацию,
рассматривают,
рассуждают.

Практические

Практические задания
после знакомства с
новым содержанием.

Выполнение
практических заданий.

Методы по характеру организованной. Образовательной деятельности детей.
Методы

Учитель, дефектолог

Воспитанники

Информационно
рецептный

Информирование детей

Восприятие и осваивание
готовой информации

Репродуктивный

Разработка и показ
модели примера образца

Воспроизведение
полученных знаний,
многократное
выполнение действий по
образцу

Проблемное изложение

Создание проблемной
ситуации ( постановка
проблемы, задачи,
вопрос)

Умозаключения
мозговой шторм

Исследовательский

Формирование поисковоисследовательской
деятельности

Овладение методами
научного познания и
использования
элементов творческой
деятельности

Метод
экспериментирования

Обогащение памяти
ребенка и активация
мыслительных процессов

Создание нового,
совместного речевого,
творческого продукта
(придумывание сказок,
загадок, рассказов)

Частично поисковой.

Разбиение проблемной

Осуществление шагов
поиска, решения

задачи на составляющие.
Активные методы.

Моделирование

проблемы

Наблюдение, психолого Приобретение
педагогическая
разнообразного опыта в
диагностика, оказание
создании проблемных
коррекционной помощи. ситуаций, дидактические
игры
Замещение реальных
объектов, познание
условными
заместителями

Использование
мнемотаблиц,
графического плана,
схем

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду
необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений
с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности
дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания;
обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни
детского сада.
Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребёнка с задержкой
развития,
имеет целью:
- оказать квалифицированную поддержку родителям;
- помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную
среду;
- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении
ребёнка;
- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Цель взаимодействия

Формы взаимодействия

Создание системы изучения,
анализа и прогнозирования
дальнейшей деятельности с семьями
воспитанников в детском саду для
реализации потребностей родителей в
получении образовательных и
оздоровительных услуг; для
разработки стратегии развития
учреждения.

1. Распространение информации о
работе детского сада: сайт ДОУ
2. Сбор информации:
о ребенке:
состояние здоровья: анамнез (медицинская
карта),
психологическая диагностика
протекание адаптации к дошкольному
образовательному учреждению
(адаптационный лист) индивидуальные
особенности ребёнка (личностные,
поведенческие, общения)

Создание сообщества
родителей, сотрудников детского сада в
вопросах воспитания детей с нарушением
интеллекта и социальной адаптации
их в обществе.
Повышение педагогической
культуры родителей.
Организация и проведение
совместного анализа деятельности
коллектива детского сада в вопросах
охраны здоровья и личностного
развития детей. Привлечение
родителей к участию в контрольнооценочной деятельности.

выявление детей и семей группы «риска»
о семье: состав семьи, материальнобытовые условия, психологический
микроклимат, стиль воспитания, семейные
традиции, увлечения членов семьи, заказ
на образовательные и
оздоровительные услуги, позиция
родителей по отношению к воспитанию
ребёнка и детскому саду как институту,
социализации (потребитель, созерцатель,
активный участник).
3. Опрос
4. Анкетирование;
5. Наблюдение;
6. Изучение медицинских карт и
специальные
диагностические методики, используемые
в основном психологами.
7. Анализ информации.
Просветительская деятельность:
-наглядная информация (информационные
стенды, папки передвижки, буклеты),
- консультации,
- индивидуальные беседы;
Вовлечение родителей в образовательный
процесс:
«Образовательная деятельность семьи по
рекомендациям учителя-дефектолога»
Родительские собрания
Круглые столы
Анкетирование

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Направления виды и формы работы
Сроки проведения
Родительские собрания:
«Основные направления работы на учебный
год»
«Результаты диагностического обследования
уровня развития детей коррекционной группы»

Сентябрь
Октябрь

«Подведение итогов коррекционной работы за
год»
Консультации для родителей:

Май

«Адаптация ребенка к ДОУ»

Сентябрь

«Особенности развития детей с ЗПР. Основные
направления коррекционной работы учителядефектолога».
-«Учить цвета легко и весело»
«Какие игры можно играть с ребенком? Игры на
развитие пространственного мышления.
Математические игры»
«Развитие познавательных процессов через
дидактические игры и упражнения».
«Развитие математических представлений у
дошкольников с ОВЗ посредством
дидактических игр»
Речевые игры по дороге домой
«Подведение итогов коррекционной работы за
год»

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Май

Информационный стенд для родителей:
«Игра, как помощь в развитии умственно
отсталого ребенка.
Рекомендации родителям по развитию памяти у
детей с ЗПР. «Играем и память развиваем!»
Буклет «Игры на развитие речевого внимания,
памяти, двигательной активности рук речевого
подражания »
Буклет Су-Джок" терапия в коррекционной
практике"
Буклет О пользе пазлов и разрезных картинок
«Развитие речевого дыхания»,
Буклет «Тренируем пальчики- развиваем речь»

Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь

Декабрь
Январь

Рекомендации для родителей ребенка с
задержкой психического развития по развитию,
обучению и воспитанию
Папка-передвижка «Играем дома»

Февраль

Папка-передвижка «Игры, способствующие
развитию зрительных функций и зрительного
восприятия».

Апрель

Март

Анкетирование «Каким я представляю своего
ребёнка в школе»

Май

Анкетирование «Игра в жизни вашего ребенка»
Консультация для воспитателей

Май

-« Особенности познавательной деятельности
дошкольников с ЗПР
-« Роль театральных игры в развитии
дошкольников с ЗПР.»
- - «Сюжетно – ролевая игра как средство
пат пп патриотического воспитания детей
Д дошкольного возраста в условиях
детского сада»
--«Развитие игровых навыков»
- Роль дидактических игр в познавательном
развитии детей раннего возраста.

Ноябрь
Январь
Февраль

Март
Апрель

2.4. Содержание коррекционной работы.
Основные направления коррекционной работы учителя-дефектолога:
 Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой
категории в освоении программы.
 Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом
развитии.
 Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ОВЗ, с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
 Возможность освоения детьми с ОВЗ. Программы и их интеграции в
образовательном учреждении.
 Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий
воспитателей, специалистов образовательного учреждения.
 Содержание коррекционной работы для детей с тяжелыми физическими и
психическими нарушениями строить с акцентом на социализацию ребенка и
формирование практически -ориентированных навыков.

В процессе обучения используются различные формы организации
непосредственно – образовательной деятельности: индивидуальная и
подгрупповая.
Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной,
продолжительность занятий составляет 10 - 15 минут.
В практической деятельности учителя-дефектолога преобладает индивидуальная
ООД, так как она позволяет максимально учесть индивидуальные особенности
каждого ребенка, увидеть специфические отклонения в развитии и подобрать
методические приемы для преодоления.
Затем дети объединяются в подгруппы из двух-трех человек, а время занятий
увеличивается до 15-20 минут.

2.5. Совместная деятельность учителя – дефектолога с воспитателями групп.
Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства,
согласованности всей системы воспитательно - образовательных воздействий
взрослых на ребенка.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой
организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном
распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителядефектолога и воспитателя. При ведущей роли учителя-дефектолога в
коррекционном процессе по преодолению
речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями
специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителядефектолога. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей
направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые
особенности и возможности детей данной
категории.
При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что
необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в
первую очередь) решать коррекционные задачи. Обращать свое внимание на
коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и
физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а
также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов
детей. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей,
которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения
контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и
других причин. Работа воспитателя во многих случаях предшествует
коррекционным занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и
мотивационную базу для формирования
высших психических функций. Речь самого воспитателя должна служить
образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной,
хорошо интонированной, выразительной, без нарушения
звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций,
оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной совместно с
дефектологом лексической темы. Каждая новая тема должна начинаться с
экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения,
беседы по картине. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем
– дефектологом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь
признаков), который дети могут и
должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь,
предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для
активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические
категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять
воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).
Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на
развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти, Необходимо
широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков,
группировка предметов по назначению, по признакам.
Вся коррекционная работа воспитателя строится в соответствии с планами и
рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.
В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире
использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии
достигается лучшее усвоение изучаемого материала.
Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем
преимущественно во второй половине дня. Важным направлением в совместной
работе дефектолога и воспитателя является компенсация психических процессов
ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация –
все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.

2.6 Содержание воспитательной деятельности учителя-дефектолога.
Цель и задачи воспитательной работы в логопедической группе.
Воспитательная работа в группе компенсирующей направленности для детей с
ЗПР отличается от воспитательной работы в обычной группе ДОУ, тем, что она
находится во взаимосвязи с коррекционными мероприятиями, которые
организуются с детьми, имеющими различные речевые отклонения. Кроме того,
дети ЗПР довольно часто, кроме речевых отклонений имеют и незначительные
отклонения в развитии. Исходя из этих особенностей, и должна строиться
воспитательная работа.
Задачи воспитательной работы:
- Усвоение детьми общепринятых правил и норм поведения.
- Достижение стабильных результатов в усвоении общеобразовательной
программы.
- Формирование нравственных и эстетических качеств личности.

- Воспитание навыков по сохранению и укреплению собственного здоровья,
потребности в ЗОЖ.
- Формирование устойчивых коммуникативных навыков успешного
взаимодействия с окружающими.
Организация
эффективной
предметно-развивающей
среды,
способствующей общему развитию и становлению личности детей дошкольного
возраста, а также полноценному развитию речи.
Достижение поставленной цели и задач воспитательной работы в
компенсирующей направленности для детей с ЗПР осуществляется через
профессиональную деятельность педагога. Именно поэтому важно, чтобы все
педагоги, работающие с детьми, постоянно совершенствовали свои знания и
умения посредством изучения педагогической и методической литературы,
посещения курсов повышения квалификации и ознакомления с практическим
опытом своих коллег.
Технологии воспитательной работы
Технологии воспитательной работы в группе:
Игровые технологии – направлены на развитие у детей воображения, памяти,
внимания, речи. В процессе игры дети имеют возможность «принять» на себя
различные роли, тем самым они учатся выстраивать взаимоотношения с другими
детьми, взаимодействовать в коллективе. Игровые технологии являются одними из
наиболее эффективных воспитательных средств, так как игра для детей
дошкольного возраста – это ведущий вид деятельности. Технология
интегрированных занятий – представляют собой комплекс различных занятий,
объединенных в одно на равных правах. Интегрированные занятия
воспитательного характера способствуют развитию у детей нравственных качеств,
эстетических чувств, духовно-нравственной сферы, творческого потенциала и т.д.
То есть, занятия данного плана позволяют педагогу значительно сэкономить время
и при этом получить высокие воспитательные результаты.
Компьютерные технологии – являются одним из наиболее эффективных
способов повышения мотивации и индивидуализации воспитательного процесса.
При использовании компьютерных технологий в воспитательной работе, педагогу
предоставляется уникальная возможность для создания интересного и
познавательного занятия, благоприятного эмоционального фона и всестороннего
развития детей. Занятия с использованием ИКТ всегда интересны и захватывающе,
в связи с чем, и результативность воспитательного воздействия на детей
значительно выше.
В воспитательную работу в группе прочно входят коррекционные занятия
по развитию речи. Это связано с тем, что развитие речи в такой группе является
ведущим
направлением,
которое
«пронизывает» всю
воспитательнообразовательную деятельность. Исходя из этого, воспитательная работа

осуществляется не только в «чистом виде», но и в процессе реализации
коррекционных занятий по развитию речи, а также в режимные моменты.
Организация
воспитательной
работы
в
логопедической
группе
осуществляется в следующих формах:
- Групповая – работа с несколькими детьми, имеющая конкретную цель,
поставленную исходя из имеющихся воспитательных проблем у данных детей.
- Индивидуальная – направлена на работу с конкретным ребенком, исходя
из его возрастных особенностей и потребностей в воспитательном воздействии.
- Коллективная – работа со всей группой, с учетом особенностей данной
категории детей.
Методы и приемы воспитательной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с ЗПР
- Репродуктивный метод: упражнения, демонстрация, объяснения;
- Словесные методы: беседы, загадки, чтение, стихи и т.д.;
Частично-поисковые
методы:
наблюдение,
обследование,
экспериментирование, исследование и т.п.;
- Проектный метод: работа над проектами (краткосрочными,
долгосрочными);
- Разнообразные приемы, направленные на создание ситуаций успеха.

III РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ,
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы.
1. Консультативное пространство оснащено письменным столом и
стульями.
2. Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено
письменным столом, стеллажами для книг и пособий, шкафом для рабочих
папок, компьютером.
3. Игровое пространство включает полки с игрушками, небольшой ковер,
небольшой стол и 4 детских стульчика.
Наглядно- дидактические пособия:
-наглядный и раздаточный материал для фронтальных занятий и индивидуальной
работы;
-зеркала (настенное и индивидуальные);
- пирамидки (большая, маленькая)
- карандаши цветные;
- карандаши простые;
- счётные палочки;
- волшебный мешочек;

-материал для сравнения по величине (ленточки, полоски, снежинки, «деревья»,
пенечки и т.д.);
- плакат «Цифры»;
- плакат «Буквы»;
- плоскостные геометрические фигуры;
- счётный материал (картинки, муляжи);
- лото «Цвет и форма»;
- логическое домино;
-лото-вкладки;
- сухой бассейн;
- массажные шарики;
- пазлы;
- пальчиковый театр;
-набор шаблонов «Обведи по контору»;
-Д/игра «Умные шнуровки»;
- «Клубочки»;
- тактильные дощечки;
- собери бусы;
- мозаика;
- «игры с прищепками»;
- мелкие игрушки («киндеры»);
-шнуровка «Домик», «Шнур затейник»;
- картотека предметных картинок;
- картотека сюжетных картинок;
- раскраски;
- муляжи «Овощи и фрукты;
- Д/и «Подуй на….» (ватные диски);
- мыльные пузыри;
- магнитные буквы «Составь слова»;
-кубики «Буквы»;
- разрезные картинки;
- Д/игра «Грибок»;
- Д/игра «Что лишнее»;
- мелки;
- плакаты.
— дикие животные;
— домашние животные;
— древние животные (динозавры);
— солдатики;
— самолеты, вертолеты, лодки;
— драгоценности, клады;
— пупсы, люди;
— фантастические персонажи;
— лопатка, совок, ведерко;
— природный материал (листики, камыш, орешки, водоросли, корешки, шишки
хмеля и т. д.);
— оружие, бытовые приборы;

— семья людей;
14) емкость для воды с набором плавающих игрушек;
17) разнообразный художественный материал: пластилин, краски, фломастеры,
карандаши;
18) диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая,
шум леса и моря, детские песенки и т. д.).
19) мягкие подушки
20) шкатулка с пуговицами
21) волшебный мешочек
22) счетные палочки
23) сюжетные картинки
24) домино
25) говорящий фотоальбом;
26) зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
27) сухой бассейн;
28) Сухой душ;
29) Сенсорные мячи;
30) Подушка с вибрацией;
31) Утяжеляющий коврик;
32) Таймер с секундомером;
33) Дидактические материалы из набора Ф. Фребеля;
34) Планшет с песком;
35) Разрезные и парные картинки
Тактильно – дидактическое панно

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с
помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом,
способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько
предметно - развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического,
физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в
одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы
предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на
первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а
средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их

пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются
речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.).
Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут
использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды,
которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное
– она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности
ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна
служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской
экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать
закономерности психического развития, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и
речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо
учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от
возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы,
способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только
развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир,
окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к
новообразованиям определенного возраста.

Предметная развивающая среда для детей с ЗПР в нашем учреждении строиться
таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его нарушений в развитии,
интересов, уровня активности Мы стараемся обогатить среду элементами,
стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность
детей. Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн
предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей.
В работе с детьми с нарушением зрения мы используем видеоувеличитель – это
специализированный прибор, предназначенный для чтения текстов и просмотра
картинок слабовидящими детьми. Фактически, это устройство является удобной
лупой, которую можно настроить индивидуально на ребенка.
Для детей с особенностями развития эмоционально - волевой сферы, а именно с
расстройствами аутистического спектра мы стараемся создать условия, где
ребенок мог бы уединиться, успокоиться, почувствовать себя защищенным, а
через некоторое время вернуться к другим детям. Ребенку с расстройством
аутистического спектра необходима сенсорно обогащенная среда и визуальная
поддержка: алгоритмы деятельности, схемы, режим дня в картинках. В работе с
такими детьми, мы используем записывающие коммуникаторы, с помощью
которых можно записывать любые сообщения продолжительностью 35 секунд для
выражения желаний ребенка в течение всего дня, а так же используем их с целью
коррекционно – развивающего обучения, включаю в занятия. С помощью
говорящего фотоальбома создаем говорящую книгу-коммуникатор любимыми
фотографиями детей, изображениями, рисунками.
Зеркальный уголок с пузырьковой колонной, сенсорные мячи, сухой бассейн,
сенсорные кресла, сухой душ, чашка – балансир – все это сенсорное оборудование
позволяет создать безопасную комфортную среду, которая способствует общему
расслаблению, психическому и физическому восстановлению. Яркий сухой
бассейн предназначен для развития моторики, улучшения координации и
равновесия у детей с неврологическими патологиями и ДЦП. Множество
разноцветных шариков, в которые погружен ребенок, оказывают расслабляющее
воздействие, благотворно влияют на сенсорное восприятие и эмоциональное
состояние ребенка. Игры в сухом бассейне вызывают восторг у детей любого
возраста, и реабилитационные занятия проходят в приятной игровой форме.
Входящие в комплект оборудования тренажеры разработаны специально для
детей с какими-либо физическими ограничениями здоровья или нарушениями
сенсомоторики. Подушка с вибрацией – стимулирует осязательное восприятие,
оказывает расслабляющее действие. Специально разработанные для детей
наколенные утяжелители позволяют «насытить» сильную потребность в глубоком
давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Использование
утяжелителей во время занятий помогает уменьшить гиперактивность ребенка и
помогает ему стать более усидчивым и более спокойным – позволяет ребенку
чувствовать себя в положении сидя более уверенно. Трехцветный таймер с
секундомером помогает детям ориентироваться во времени выполнения задания,

на котором звуковым сигналом определяется начало и окончание выполнения того
или иного задания.
Пространственно-временная структура среды – мощное средство выстраивания
поведения ребенка с расстройствами аутистического спектра
Для коррекционно-развивающих занятий педагог – психолог и учителя –
дефектологи используют дидактический материал из набора Ф.Фребеля,
представляющий собой шкаф с 7 ящиками, с различной наполняемостью, которые
способствуют развитию речи, мелкой моторики, слухового и тактильного
восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, цветовой и
пространственной ориентации. Помогает овладению счетными навыками.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно
поэтому мы используем планшет с песком в развивающих и обучающих занятиях,
который предназначен для игровой терапии и развития творческих способностей
ребенка, развития мелкой моторики и повышения тактильной чувствительности;
развития мышления, воображения, речи; коррекции нарушений внимания,
поведения, эмоциональных и невротических нарушений; развития двух
полушарий ребенка; снятия стресса и гармонизации внутреннего состояния;
коррекции страхов ребенка и подготовки руки к письму.
Для стимуляции тактильных ощущений и развития мелкой моторики в своей
работе мы используем тактильно – дидактическое панно. Играя, ребенок изучает
цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, развивается
физически и интеллектуально.
Многофункциональные сенсорные дидактические пособия способствуют
развитию процессов мышления, внимания, памяти, координации зрительного и
тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения.
У детей создается опыт тактильных ощущений при исследовании поверхностей с
множеством интерактивных предметов в форме различных застежек, пуговиц,
липучек, пряжек.
Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том
числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволяет
облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и
соблюдение принципов ФГОС.

3.3. Методические материалы, средства обучения и воспитания
дошкольников.
1. Подготовка к школе детей с ЗПР.- Кн.1,2- М.: Школьная Пресса,2004./ Под ред.
С.Г.Шевченко.
2. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционноразвивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР./ Под ред.С.Г.
Шевченко. М.-1998.

3.Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с
задержкой психического развития. — М., 2003.
4.Власова Т.А. Каждому ребенку — надлежащие условия воспитания и обучения.
— В кн.: Дети с временными задержками развития. - М., 1971.
5.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой, В.И.
Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1973.
6.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.
С.Г. Шевченко. — М., 2001.
7.Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психологопедагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития, 2002, № 1.
8. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в
развитии. — СПб., 2003.
9. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром.
Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6лет с ЗПР. - М.: 2006
10. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром.
Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. - М.: 2010
11. Морозова И. А., Пушкарева М. А Развитие элементарных математических
представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6лет с ЗПР.- М. 2008
12.Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических
представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.-М.: 2010

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с
помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом,
способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько
предметно - развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического,
физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в
одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы
предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на
первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а
средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их
пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются
речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.).
Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут
использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды,
которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное
– она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности
ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна
служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской
экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать
закономерности психического развития, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и
речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо
учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от
возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы,
способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только
развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир,
окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к
новообразованиям определенного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-дефектолога
дает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей
разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения.
- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
• реализацию различных образовательных программ;
• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него
условия;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей
детей.

- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
Кабинет оснащен:
- детской мебелью,
-шкафами для дидактических и наглядных пособий,
-магнитной доской,
-компьютерным столом с орг. техникой,
-наглядно-иллюстративным материалом, систематизированным по темам,
-различными дидактическими играми и лото,
-интерактивными игрушками,
-оборудованием для развития мелкой моторики,
- методическими пособиями для коррекционной работы по всем возрастам.

4.1. Краткая презентация рабочей программы
Данная Рабочая программа предназначена для проведения коррекционнопедагогической работы с детьми в возрасте от 5до 7 (8) лет, имеющими
нарушения в развитии.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
-

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской от 28 сентября 2020 года №26 «Об утверждении САНПИН»
2.4.3648-20).
Задержка психического развития представляет собой общую
психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая
проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической
деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания,
мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается
недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети
не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их
фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг
представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко
не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым
отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне
всех видов их деятельности.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в
нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной
дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических
конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность
фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти.
Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая
стороны речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и
пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки,
недоразвитие мелкой моторики.
Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.
Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об
окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и
всестороннее развитие психических процессов.
Задачи:
1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики

и координации психических нарушений.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов
работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
Всестороннее развитие психических процессов с учетом возможностей,
потребностей и интересов дошкольников.
Принципы:
1. Принцип системности опирается на представление о психическом
развитии как о сложной функциональной системе, структурной
компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность
и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе
благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже
имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное
психическое развитие.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной
работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития
ребенка.
3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических
нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер,
т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа
предусматривает полное взаимодействие и преемственность
действий всех специалистов детского учреждения и родителей
дошкольников.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом
успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более
высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для
активизации познавательных навыков.
4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников

на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и

доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих
пособий в соответствии с санитарно- гигиеническими и возрастными
нормами.
5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний
предполагает такой подбор материала, когда между составными частями
его существует логическая связь, последующие задания опираются на
предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет
обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения
материала служит также средством установления более тесных связей
между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на
занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального
руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им
в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы
способствовать развитию высших психических функций: внимания,
памяти, восприятия, мышления.
В процессе обучения используются различные формы организации
дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые.
Перечень методических пособий
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. — Кн. 1,2. —
М.: Школьная Пресса, 2004. / Под ред. С. Г. Шевченко.
2. Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционноразвивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г.
Шевченко. -М. 1998.
3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция
задержки психического развития. - М., 1999.
4. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с
задержкой психического развития, - М., 2003.
5. Власова Т.А. Каждому ребенку - надлежащие условия воспитания и обучения.
- В кн.: Дети с временными задержками развития. - М., 1971.
6. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И.
Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1973.Диагностика и коррекция задержки
психического развития. Под ред., С.Г. Шевченко. - М., 2001.
7. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психологопедагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 1.
8. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы
коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. //
Дефектология. 1999 №6.
9. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе
обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений.
// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 2.
10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в
развитии.
11. - С-Пб,.2003.
12. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения
1.

13.
14.
15.

16.

17.

дошкольников с задержкой психического развития. М., 2002
Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром.
Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. - М.: 2006
Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром.
Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. - М.: 2010
Морозова И. А., Пушкарева М. А Развитие элементарных математических
представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- М.
2008
Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических
представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР.-М.:
2010
Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной
психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».