Принято решением
педагогического совета
МБДОУ №7 «Ромашка» г. Сальска
Протокол №1 от 30.08.2024 г.
Приказ № 117 от 30.08.2024 г.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ №7
«Ромашка» г. Сальска
__________ Чапская М.В.
Рабочая программа
музыкального руководителя
в группе кратковременного пребывания
для детей со сложным дефектом речи
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
раздел «Музыкальная деятельность»
Разработчик: Белоглядова О.Г.,
музыкальный руководитель
г. Сальск
2024
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
2.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Цели образования по направлению «Художественно-эстетическое
развитие», раздел «Музыкальная деятельность»
Задачи образования по направлению «Художественно-эстетическое
развитие», раздел «Музыкальная деятельность»
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Основания разработки рабочей программы
(документы и программно методические материалы)
Условия реализации программы по ФГОС
Краткая психологопедагогическая характеристика особенностей
психофизиологического развития обучающихся со сложным дефектом.
Возраст 3-7 лет
Целевые ориентиры освоения программы обучающихся со сложным
деффектом к 7 годам
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3
3
4
4
5
6
9
10
11
14
14
2.1.
Интеграции по пяти образовательным областям
14
2.2.
Цели и задачи образовательной области "Художественно-эстетическое
развитие" по направлению "Музыка"
Содержание психолого-педагогической работы
Вариативная часть рабочей программы по музыкальному воспитанию и
развитию дошкольников
Задачи реализации программы по вариативной части
Использование ИКТ
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Максимально допустимая образовательная нагрузка (занятия)
Структура образовательной деятельности
Модель-организации воспитательно-образовательного процесса. Формы и
приёмы образовательного процесса
Технологии реализации рабочей программы
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и
развлечений
Создание развивающей предметно- пространственной среды
Особенности организации предметно-пространственной развивающей
образовательной среды
V. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
16
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
3
3.1
3.2
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
2
19
21
21
27
28
29
29
30
31
32
35
36
38
39
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыкальному воспитанию и развитию
дошкольников представляет внутренний нормативный документ, определяющий
содержание, объём, структуру музыкальной работы, основывающийся на содержание
коррекционной работы, заложенной в адаптированную образовательную программу по
образовательной
области
«Художественно-эстетическое
развитие»,
раздел
«Музыкальная деятельность», в МБДОУ № 7 «Ромашка» г. Сальска (далее - ДОО).
Данная программа учитывает психофизические особенности развития личности
обучающихся дошкольного возраста в различных видах музыкального развития, с учетом
их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей
(ограниченные возможности здоровья), определенных в ходе выявления музыкальных
способностей, и является основанием для оценки качества музыкального
образовательного процесса в детском саду.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство
развития у обучающихся эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с
которыми они встречаются в жизни.
Рабочая программа составлена для музыкального воспитания обучающихся с учетом
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития у детей с
ограниченными возможностями развития. Программа составлена с учетом
специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного,
умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с
интеллектуальной недостаточностью; ведущих мотивов и потребностей дошкольника;
характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации
развития ребенка.
Приоритетное направление работы – коррекция имеющихся недостатков в
психофизическом развитии обучающихся и их социальная адаптация, как необходимое
условие обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка
в период дошкольного детства.
3
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Цель
- развитие личности и социализация детей дошкольного возраста в
различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей
Построение
системы
коррекционно-развивающей
работы,
предусматривающей полное взаимодействие и преемственность
действий всех специалистов МБДОУ и родителей (законных
представителей) обучающихся.
Комплексное педагогическое
воздействие
направлено
на
выравнивание
речевого
и
психофизического развития детей, формирование основ базовой
культуры личности, формирование предпосылок к учебной
деятельности, подготовку к жизни в современном обществе,
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
1.3. Задачи
охрана и укрепление физического и психического здоровья
детей со сложными нарушениями в развитии, в том числе их
эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места
жительства,
пола,
нации,
языка,
социального
статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
1.2.
4
обеспечение преемственности целей, задач и содержания
образования, реализуемых в рамках образовательных программ
различных уровней (далее
преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего
образования);
создание благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими
детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечение квалифицированной коррекции недостатков в
физическом и психическом развитии детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания
Программы и организационных форм дошкольного образования,
возможности формирования Программы различной направленности с
учетом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей;
формирование
социокультурной среды,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей.
5
1.4. Принципы и
подходы
к
формированию
рабочей
программы
-Принцип научности
-Принцип связи теории с практикой.
-Принцип активности и сознательности в обучении.
-Принцип доступности
-Принцип последовательности и систематичности.
-Принцип прочности усвоения знаний.
-Принцип наглядности
-Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
Дидактические принципы:
−развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
−научной
обоснованности
и
практической
применимости
(содержание программы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и может быть
реализовано в массовой практике дошкольного образования);
−полноты, необходимости и достаточности;
6
−единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации
которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного
возраста;
−интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников;
−комплексно-тематический принцип построения образовательного
процесса;
−принцип совместной деятельности взрослых и детей, а также
самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и в режимные
моменты в соответствии со спецификой дошкольного образования;
−принцип использования адекватных возрасту форм работы с детьми
при построении образовательного процесса, учитывая, что основной
формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра;
−принцип
комплексности,
предполагающий комплексное
развивающее
воздействие на
дошкольников
и
согласованную деятельность всех участников
образовательного процесса;
−принципа последовательности: построение процесса обучения от
простого к сложному, от известного к неизвестному;
−принцип доступности, учитывающий возраст, зону актуального
развития ребенка, программные требования воспитания и обучения;
−принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными
группами и между детским садом и начальной школой;
−принцип семейной центрированности при взаимодействии педагогов
не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из его ближайшего
окружения);
−принцип уважения личности ребёнка, когда все участники
образовательного процесса принимают ребёнка как полноправную
личность независимо от возраста и уровня его развития.
Специальные принципы:
-Принцип педагогического гуманизма и оптимизма.
-Принцип социально-адаптирующей направленности образования.
-Этиопатогенетический принцип.
-Принцип системного подхода к диагностике и коррекции
нарушений.
-Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции
нарушений.
-Принцип коррекционно-компенсирующей направленности
образования.
-Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития.
-Принцип единства диагностики и коррекции.
7
-Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и
развивающих задач.
-Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и
воспитании.
-Принцип ранней педагогической помощи.
8
-Принцип комплексного применения методов педагогического и
психологического воздействия
-Принцип развития коммуникации, речевой деятельности и языка,
как средства, обеспечивающего развитие речи и мышления.
-Принцип личностно-ориентированного взаимодействия
-Принцип необходимости специального педагогического руководства.
-Принцип вариативности коррекционно-развивающего образования Принцип активного привлечения ближайшего социального
окружения к работе с ребенком.
1.5. Основания
разработки
рабочей
программы
(документы и
программно
методические
материалы)
Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155); СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" (Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 № 28).
Примерная
адаптированная основная образовательная
программа дошкольного образования детей
с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением
от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17)
Образовательная программа дошкольного образования,
адаптированная для обучающихся с ограниченным возможностями
здоровья со сложным дефектом ГБДОУ детского сада №103
компенсирующего вида Невского района Санкт – Петербурга. − От
рождения до школы. Примерная образовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. М., Мозаика-Синтез, 2014, 2018 ;
− Диагностика — развитие — коррекция: Программа дошкольного
образования детей с интеллектуальной недостаточностью /Л. Б.
Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова. — СПб.: ЦДК
проф. Л. Б. Баряевой, 2012. Рекомендована Комитетом образования
СПетербурга.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее
обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением
интеллекта.
9
1.6.
Условия
реализации
программы по
ФГОС
уважение
взрослых
к
человеческому
достоинству
обучающихся, формирование и поддержка их положительной
самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
использование в образовательной деятельности форм и
методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и
индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного
ускорения, так и искусственного замедления развития обучающихся);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного
отношения обучающихся друг к другу и взаимодействия
обучающихся друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка
инициативы
и
самостоятельности
обучающихся в специфических для них видах деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов
активности, участников совместной деятельности и общения;
защита обучающихся от всех форм физического и
психического насилия;поддержка родителей (законных
представителей) в воспитании обучающихся, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность. - диагностики и коррекции
нарушений развития
обучающихся и их социальная
адаптация;
оказания ранней коррекционной помощи на основе
специальных психолого-педагогических подходов и наиболее
подходящих для этих обучающихся языков, методов,
способов общения и условий, в максимальной степени
способствующих получению дошкольного образовании;
обеспечение социального развития обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
создание
современной развивающей предметнопространственной
среды
содержательно-насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
10
1.7
Краткая
3-5 лет: У детей обнаруживается грубое запаздывание в
психологопедагогическая развитии всех двигательных функций (ходьбы, бега,
характеристика
ползания), а также отсутствие гибкости и плавности
особенностей
движений (скованность движений, их неритмичность),
психофизиологи
замедленность темпа движений, моторная неловкость,
ческого
развития недостаточность мышечной силы и др. Дети проявляют или
обучающихся
со крайне низкую, или чрезмерно высокую хаотичную
сложным
дефектом. двигательную активность. У владеющих ходьбой детей
Возраст 3-7 лет
походка является неуверенной, неустойчивой, шаркающей,
неритмичной. Большинство детей передвигаются семенящим
шагом, с опущенной головой и плечами, нередко с трудом
сохраняют равновесие из-за выраженных проблем в
координации движений. Прыжки у детей не сформированы.
Они не могут самостоятельно оторваться от пола. Делают это
только при поддержке взрослого. Бег также не сформирован
и скорее напоминает ходьбу мелким семенящим шагом. При
ходьбе, попытках бега и прыжков дошкольники излишне
напрягают мускулатуру всего тела, чрезмерно размахивают
руками, плохо координируют движения рук и ног.
Перемещаться в пространстве вместе с другими детьми могут
только вместе со взрослым. Новые действия способны
выполнять только вместе со взрослым, знакомые – по
подражанию. Эмоциональные реакции часто неадекватны и
по силе, и по способам выражения. Дети проявляют
склонность к «застреванию» на эмоциональных состояниях.
К
взаимодействию
со
взрослым,
опосредованном
выполнением игровых действий с предметами, дети
проявляют разное отношение в зависимости от имеющегося
опыта: одни остаются равнодушными к инициативе
взрослого, другие проявляют негативизм, третьи вступают в
контакт и включаются в совместную деятельность. Новая
обстановка, игрушки у многих детей почти не вызывают
эмоциональных реакций. Редко возникает или совсем не
11
возникает желание продуктивно взаимодействовать как с детьми, так
и со взрослыми. Обычно они бывают пассивными, и их действия
полностью подчинены указаниям взрослого. Без помощи взрослого не
могут найти себе занятие, не вступают друг с другом в общение, как
правило, безразличны ко всему происходящему, не замечают и не
понимают трудности и переживания сверстников. Потребности в
общении со взрослыми не проявляют, сверстники интереса не
взывают. Реагируют на инициативу взрослого привлечь к совместной
деятельности по-разному: одни активно негативируют, другие
пассивно подчиняются. Новая обстановка или ситуация
воспринимается безразлично либо вызывает тревожность и
беспокойство. В эмоциональный контакт со взрослым вступают не
сразу. Постепенно этот контакт становится устойчивым, что
обеспечивает возможность привлечения ребенка к продуктивной
деятельности. В организованной деятельности способны участвовать
индивидуально или в подгруппе из 2 человек. При поступлении в ДОУ
дети не знают названия предметов, их функционального назначения,
не владеют способами действий с ними и не стремятся к их познанию
и использованию. Их действия с предметами остаются на уровне
манипуляций, часто неспецифических (постукивание и бросание
предметов на пол и т.п.). Не владеют навыками самообслуживания, и
культурно-гигиеническими навыками, не умеют играть, не понимают
смысла рисования и конструирования. К 5 годам: Дети проявляют
или крайне низкую, или чрезмерно высокую хаотичную двигательную
активность. Относительно хорошо владеют ходьбой: походка
неуверенная, устойчивая, хотя проблемы в координации движений
остаются выраженными. Прыжки у детей не сформированы, хотя
могут самостоятельно оторваться от пола при наличии опоры.
Попытки бегать чаще переходят в ходьбу мелким семенящим шагом.
Перемещаться в пространстве вместе с другими детьми способны без
помощи взрослого. Новые действия могут выполнять только вместе со
взрослым, знакомые – по подражанию и образцу. Эмоциональные
реакции часто имеют неадекватный характер, не соответствуют
окружающей обстановке и по силе, и по способам выражения. Дети
проявляют склонность к «застреванию» на эмоциональных
состояниях. При наличии опыта воспитания в детском саду к
взаимодействию со взрослым, опосредованном выполнением игровых
действий с предметами, относятся положительно. Некоторые
проявляют желание продуктивно взаимодействовать со сверстниками.
Адекватно воспринимают инструкции и требования взрослого. К 7
годам некоторые способны без помощи взрослого найти себе занятие
– действовать с игрушками, вступать друг с другом в общение.
Проявляют неглубокий неустойчивый интерес к окружающей
обстановке, сверстникам и взрослым, вступают во взаимодействие,
если этот интерес поддерживается окружающими. Принимают
предложение взрослого участвовать в совместной деятельности.
Способны участвовать в организованной взрослым деятельности
12
индивидуально или в подгруппе из 2-3 человек. Дети знают
небольшой круг предметов из ближайшего окружения, их
13
функциональное назначение, знают действия с ними, и стремятся с
некоторыми действовать, многократно, стереотипно повторяя одни и
те же действия, обычно без эмоционального сопровождения. Владеют
элементарными действиями с предметами, необходимыми для
осуществления действий одевания, раздевания, приема пищи и др. Это
позволяет некоторым с разной степенью самостоятельности
принимать пищу, раздеваться, одеваться.
1.8. Целевые
ориентиры
освоения
программы
обучающихся со
сложным
деффектом к 7
годам
Эмоционально отзываться на знакомые мелодии; Различать
маршевую и песенную музыку; Сосредотачиваться на источнике и
направлении звука: Различать звуки по высоте (высокий-низкий);
Совместно со взрослым и самостоятельно подговаривать, подпевать
повторяющиеся в песне музыкальные фразы соблюдая музыкальный
темп; Ориентироваться в пространстве зала по зрительному
(картинке, стрелке-вектору), слуховому и двигательному сигналу;
Двигаться в соответствии с характером музыки, в соответствии с
двухчастной, с трѐхчастной формой музыкального произведения.
Образовывать круг, сходиться в центре, затем возвращаться на место;
Выполнять танцевальные движения: кружиться по одному и в парах,
притопывать попеременно ногами, хлопать в ладоши, поворачивать
кисти рук; Выполнять движения с предметами (флажками, с
игрушками, лентами и т.д.) передавать их друг-другу, поднимать
вверх, покачивать ими, бросать, ловить; Создавать простые образы в
соответствии с характером музыки (весѐлый-грустный зайка);
Действовать музыкальными инструментами колокольчиком, бубном,
молоточком барабан, ложки, колокольчик, металлофон, ксилофон,
маракасы и т.д. (вместе со взрослым, по подражанию,
самостоятельно).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа составлена с учетом интеграции по пяти образовательным
областям:
образовательны Цели
е области
Физическое
развитие
Развитие
физических
качеств,
формирование
начальных
представлений о здоровом образе жизни, релаксация. Использование
музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения
различных видов детской деятельности и двигательной активности,
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Социально развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе
коммуникативно музыкальной деятельности; формирование первичных представлений
е развитие
о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части
культуры и музыкального искусства, развитие игровой деятельности;
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
14
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому
сообществу.
Познавательное расширение кругозора обучающихся в части элементарных
развитие
представлений о музыке как виде искусства, знакомство со средствами
межличностного взаимодействия в ходе специально созданных
музыкально-игровых
ситуаций;
развитие
познавательно
–
исследовательской деятельности через исследования свойств музыки
окружающего мира, углублять представления детей о явлениях
природы, сезонных и суточных изменениях, связывая их с музыкой;
развитие сенсорно-перцептивных способностей средствами музыки;
расширение представлений детей о праздниках (День рождения,
новый год, день независимости, день победы и др.); формирование
целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
Художественно– Формирование представлений о музыкальной культуре и
эстетическое
музыкальном искусстве; использование средств продуктивных видов
развитие
деятельности для обогащения содержания области «Музыка»,
закрепления результатов восприятия музыки; приобщение к
различным видам искусства, использование художественных
произведений
для
обогащения
содержания
области
«Художественноэстетическое развитие»; Формирование интереса к
эстетической стороне окружающей действительности; развитие
детского творчества, исполнительства.
Речевое
развитие
использование музыкальных произведений как средства обогащения
образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия
художественных
произведений;
практическое
овладение
воспитанниками нормами речи; расширять словарный запас детей,
связанный с содержанием музыкальных произведений;
Интеграция образовательных областей способствует целостному развитию личности
ребенка: наряду с обучением различным видам музыкальной деятельности,
предусмотрена работа педагога по формированию нравственной сферы воспитанника,
развитию способностей музыкальных (общих и специальных, творческих,
художественных, интеллектуальных, физических, познавательных процессов,
воспитанию качеств, которые, в свою очередь, обеспечивают успешность овладения
дошкольниками основ музыкального искусства. «Музыка» интегрирует с другими
образовательными областями как их содержательная часть, разновидность наглядного
метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области,
например песня «Настоящий друг», муз. Б Савельева, сл. М.Пляцковского); как средство
оптимизации образовательного процесса; как средство обогащения образовательного
процесса (например, физическая культура под музыку, рисование под музыку); как
средство организации образовательного процесса. В этом плане возможности интеграции
других образовательных областей с образовательной областью "музыка" несомненны.
Планирование основывается на комплексно-тематическом принципе, в соответствии с
которым реализация содержания образовательной области осуществляется в
соответствии с определённой темой.
15
2.2. Цели и задачи образовательной области "Художественно-эстетическое
развитие" по направлению "Музыка"
Цели - Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
образовательной
области
«художественноэсте
тическое развитие»:
действительности, эстетического отношения к предметам и
явлениям окружающего мира, произведениям искусства;
воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
- Развитие эстетических чувств обучающихся, художественного
восприятия,
образных
представлений,
воображения,
художественно-творческих способностей.
- Развитие детского художественного творчества, интереса к
самостоятельной творческой деятельности;
удовлетворение
потребности обучающихся в самовыражении.
Цели
музыкальнохудожест
венной
деятельности:
Приобщение к музыкальному искусству;
формирование
основ
музыкальной
культуры,
ознакомление с элементарными музыкальными понятиями,
жанрами;
воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии
музыкальных произведений.
Развитие музыкальных способностей: поэтического и
музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитание интереса к музыкально-художественной
деятельности, совершенствование умений в этом виде
деятельности.
Развитие
детского
музыкально-художественного
творчества,
реализация
самостоятельной
творческой
деятельности обучающихся; удовлетворение потребности в
самовыражении.
Цели рабочей
программы по
направлению
«музыка»:
- Приобщение к музыкальному искусству,
музыкально-художественной деятельности.
Основные
задачи:
формирование
основ
музыкальной
культуры
дошкольников; - развитие способностей слышать, любить и
понимать музыку, чувствовать её красоту;
формирование ценностных ориентаций средствами
музыкального искусства;
воспитание интереса к музыкально – ритмическим
движениям;
- обеспечение эмоционально-психологического
благополучия, охраны и укрепления здоровья обучающихся;
приобщение
к
музыкальной
культуре
народов,
региональный компонент ( петербурговедение).
16
посредством
Основные
-формировать эмоционально-ассоциативное и
задачи
предметнообразное восприятие музыкальных произведений
образовательной
детьми; -формировать у детей навык пластического
деятельности
у воспроизведения ритмического рисунка фрагмента музыкальных
обучающихся
произведений; учить детей различать голоса сверстников и
группы
узнавать, кто из них поет;
компенсирующей
-учить детей петь хором несложные песенки в примарном
направленности
(удобном) диапазоне, соблюдая одновременность звучания; старшего
учить детей выполнять плясовые движения под музыку (стучать
дошкольного
каблучком, поочередно выставлять вперед то левую, то правую
возраста со сожным
ногу, делать шаг вперед, шаг назад на носочках, кружиться на
дефектом
носочках, выполнять «маленькую пружинку» с небольшим
поворотом корпуса вправо-влево);
-учить детей участвовать в коллективной игре на различных
элементарных музыкальных инструментах (металлофон, губная
гармошка, барабан, бубен, ложки, трещотки,
маракасы,
бубенчики, колокольчики, треугольник);
-учить детей внимательно следить за развитием событий в
кукольном спектакле, эмоционально реагировать на его события,
рассказывать по наводящим вопросам о наиболее ярком эпизоде
или герое;
-формировать элементарные представления о разных видах
искусства и художественно-практической деятельности;
17
Основные
-стимулировать у детей желание слушать музыку,
задачи
эмоционально откликаться на нее, рассказывать о ней,
образовательной
обогащать запас музыкальных впечатлений;
деятельности
-совершенствовать умения запоминать, узнавать знакомые
у
простейшие мелодии;
обучающихся
-стимулировать желание детей передавать настроение
группы
музыкального произведения в рисунке, поделке, аппликации; компенсирующей
формировать ясную дикцию в процессе пения, учить пониманию
направленности
и выполнению основных дирижерских жестов: внимание, вдох,
подготовительного к
вступление, снятие;
школе возраста со
-развивать у детей интерес к игре на деревозвучных,
сложным дефектом
металлозвучных и других элементарных музыкальных
инструментах;
-учить называть музыкальные инструменты и подбирать (с
помощью взрослого) тот или иной инструмент для передачи
характера соответствующего сказочного персонажа;
-поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных
инструментах;
-формировать групповой детский оркестр, в котором каждый
ребенок играет на своем музыкальном инструменте и который
может выступать как перед родителями и перед другими
детскими коллективами;
-закреплять интерес к театрализованному действию,
происходящему на «сцене» – столе, ширме, фланелеграфе, учить
-сопереживать героям, следить за развитием сюжета, сохраняя
интерес до конца спектакля;
-учить (с помощью взрослого) овладевать простейшими
вербальными и невербальными способами передачи образов
героев (жестами, интонацией, имитационными
движениями);формировать начальные представления о театре,
его доступных видах: кукольном (на ширме), плоскостном (на
столе, на фланелеграфе), создавая у детей радостное настроение
от общения с кукольными персонажами.
Музыкальные занятия – основная форма музыкальной деятельности обучающихся, на
которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального
воспитания, обучения и развития обучающихся. Программа предполагает особый подход
к организации в саду праздников: отсутствие тренировок для оттачивания технического
воплощения образов музыкально-художественной деятельности, а активное
использование формы развлечения. Такое положение органично вписывается в
образовательную деятельность с детьми, имеющими ограниченными возможностями
здоровья. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям
дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских
музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации, а также сферу
деятельности музыкального руководителя в детском саду.
18
2.3. Содержание психолого-педагогической работы:
Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется из
различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар –
является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи
с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально –
ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных
потребностей разных категорий обучающихся.
вид музыкал общие задачи
ьной деяти
базовый компонент
Муз.дидактич Музыкальные
игры
с Музыкально-ритмические
игры:
"Кошка удаляется", "Кошка умывается,
еские игры
погремушками,
колокольчиками,
дудками, гуляет, царапается", "Мишки ходят",
"Петушок
веселится",
барабанами, со звучащими "Мышки",
"Петушок
ходит,
клюет,
машет
игрушками, с образными
игрушками в соответствии с крыльями", "Птичка летает", а также
характером музыки (сон, хороводные игры, основанные на
бодрствование, игры куклы, потешках, пестушках и закличках и т.п.
Русские нар песни, прибаутки, попевки:
мишки).
Игры-импровизации
на "А я по лугу" (обр. С. Бодренкова), "Ах вы
развитие
выразительных сени", "Ах ты, береза" (обр. М.
Раухвергера), "Во поле береза стояла",
движений в соответствии с
характером
музыкального "Во саду ли, в огороде" (обр.
"Ворон",
образа (котенок, медведь, Н.РимскогоКорсакова),
(обр.
Р.
Рустамова),
заяц).
Музыкально- "Воротики"
"Горелки",
"Гуси,
вы
гуси"
(обр. С.
дидактические
игры
на
развитие
серийности
и Разоренова), "Догонялка", "Дождик" (обр.
координации
движений Т. Попатенко), "Каблучки" (обр. Е.
("Хлопаем в ладоши-играем Адлера), "Как на тоненькиий ледок",
ручками", различные игры с "Калинка", "Каравай", "Котя-коток",
"Ладушки" (обр. Г. Фрида), "Пальчики и
пальчиками).
ручки", "Петушок" (обр. М. Красева), "По
Музыкально-дидактические
игры,
направленные
на улице мостовой", "Пойду ль я, выйду ль
узнавание
персонажей я", "Приглашение" (обр. Ю. Слонова),
"Приседания" (обр М. Раухвергера,
музыкальных пьес и песен.
"Пружинки"
(обр
Е.
Туманян),
Слушани
Слушание пения в исполнении "Скокпоскок", "Тень-тень", "Теремок",
музыкального руководителя и "Ходит Ваня" и др. Песни, пляски и
е музыки
в аудиозаписи.
мелодии народов мира: "Аннушка"
Слушание
немузыкальных (чешск), "Веснянка" (укр), "Воробушки"
звуков (аудиозаписи "голоса (венг), "Гопак" (укр, обр Н. Метлова),
леса", "звуки улицы", голоса "Игра с платочком", "Ой, лопнув обруч"
обучающихся в процессе игр ). (укр, обр Метлова), "Пляска с
19
Пение
Музритмич.
движени
я
Слушание
и
узнавание
знакомых мелодий, песенок,
исполняемых взрослым на
фортепиано,
аккордеоне,
триоле,
металлофоне,
подпевание (ля-ля, да-да и
т.п.) и его сопровождение
движениями.
Пропевание
вместе
с
музыкальным
руководителем
имен
обучающихся.
Подпевание
отдельных
звуков,
слов,
фраз,
интонирование
по
подражанию
взрослому.
Пение,
сопровождаемое
ритмическими движениями
рук, головы, туловища (вместе
со взрослым и по образцу).
Выполнение различных
ритмических движений
под музыку.
Музыкально-ритмичекие
движения, направленные на
ориентировку в пространстве
зала: умение двигаться по залу
( вперед, назад, к центру),
умение собраться вокруг
взрослого или игрушки, а
затем по сигналу разойтись в
разные стороны.
Выполнение танцевальных
движений
по
подражанию
взрослому, по образцу.
20
султанчиками", "Погремушки" (укр, обр
М. Раухвергера), "Приседай" (эст, сл Ю.
Энтина,обр А. Роомере), "Стукалка" (укр,
обр Р. Леденева), "Хлоп-хлоп-хлоп" (эст,
обр А. Роомере), "Янка" (белорус) и др.
Классические
и
современные
музыкальные произведения: муз А.
Александрова "Осень", "К нам гости
пришли", сл З. Александровой, муз В.
Иванникова "Кто как кричит?", сл
В.Антоновой, муз Г. Финаровского
"Зайки серые сидят", сл. А.Барто, муз.
В.Горянина "Что ты хочешь кошечка?",
"Мячик", "Бычок", "Мишка", "Слон", сл.
А.Барто, муз М.Раухвергера
"Солнышко", сл и муз М. Быстровой
"Дождик", муз Л. Бекман "Елочка", сл и
муз Н. Вересокиной "Шел веселый Дед
Мороз",
сл
и муз
Г.Вихаревой
"Снежинки", "Дед Мороз", "Елочка
большая", "Метелица", сл Т.Волгиной,
муз
А.Филиппенко
"Цыплята",
"Паровоз", сл и муз Е.Гомоновой
"Веселые жучки", "Танец капелек",
"Пляска с цветами к празднику 8 марта",
сл и муз Н. Гранина "Пляска с куклами",
сл и муз Л.
Гусевой "Пальчик мой", "Гриб-грибочек",
"Цап-царапки",
"Мышки",
"Звонкие
капельки", сл нар, муз В. Калинникова
"Киска",
сл
М.
Долинова,
муз
Е.Тиличеевой "Спите куклы", муз Е.
Каменоградского
Игра на
музыкал
ьных
инструм
ентах
Музицирование на барабане,
металлофоне,
дудочке,
триоле, маракасе и других
предметах (ложки, горшки,
трещотки,
погремушки,
баночки
с
сыпучими
материалами (крупой, песком
и др.), с сопровождением
музыкального руководителя
(музыкальная импровизация).
Подыгрывание
на
музыкальных инструментах
мелодии,
исполняемые
музыкальным руководителем.
"Медведь", сл Е. Каргановой, муз М.
Иорданского "Ладушки-ладошки", сл и
муз
М. Каучирбиной, обр Н. Найденовой
"Мишка с куклой пляшут полечку", муз
И. Кишко "Марш", сл М. Клоковой, муз
М. Красева "Белые гуси",
муз З.
Компанейц "Паровоз", сл М. Кравчука,
муз Е. Тиличеевой "Песенка котят", муз
Е. Тиличеевой "Мамин праздник",
"Поезд", "Баю-баю", "Птички клюют",
муз А. Филиппенко "Игрушки ходят в
гости", "По малину в сад пойдем", "Зайцы
и медведь", "Мы на луг ходили", сл Н.
Френкель, муз А. Александрова "Кошка",
сл Н. Френкель, муз М. Красева
"Медвежата", муз Г. Фрида "Курочка и
петушок", сл и муз Н. Фураевой
"Дождик", сл А. Шабицкой, муз Е.
Теличеевой "Поиграем с мишкой", муз И.
Штрауса "Полька", сл М. Чарной, муз М.
Красева "Баю-баю".
2.4. Вариативная часть рабочей программы по музыкальному воспитанию и
развитию дошкольников является компилятивной и составленной на основе:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования,
адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со
сложным
дефектом
Государственного дошкольного
образовательного
учреждения детского сада № 103 компенсирующего вида Невского района.
"Ладушки:Программа по музыкальному воспитанию обучающихся дошкольного
возраста." Каплунова И., Новоскольцева И.- СПб: Невская нота, 2010
"Диагностика-развитие-коррекция:
программа дошкольного образования
обучающихся с интеллектуальной недостаточностью" Л.Б.Баряева,
О.П.Гаврилушкина, А.Зарин,
Н.Д.Соколова.
-СПб.:
ЦДК проф.
Л.Б. Баряевой,2012
«Программа по музыкально-ритмическому воспитанию обучающихся 2 – 3 лет»
Т. Сауко, А. Буренина. СПб, 2001.
Буренина А. И. "Ритмическая мозаика" (Программа по ритмической пластике для
обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и
доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.
Программа «Танцевальная ритмика для обучающихся», автор Т.И.Суворова;
«Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г.
Кононова, «Просвещение», М., 1990.
2.5. Задачи реализации программы по вариативной части
Особую сложность представляет для дошкольников с ограниченными возможностями
здоровья музыкальная деятельность, многие дошкольники имеют речевые нарушения,
21
поэтому в работе с ними была выбрана за основу работы парциальная программа
«Ладушки», которая основана на принципе «радость от музыкального творчества» и
исключает тренировочные музыкальные упражнения, которые для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья не будут оказывать необходимый развивающий
эффект.
парциональные
программы,
технологии
задачи программ
краткое
программы
подготовить обучающихся к
программа по восприятию музыкальных образов и
развитие
музыкальному представлений,
воспитанию
эмоционального
переживания
к
обучающихся
музыкальному творчеству, как виду
дошкольного
искусства;
возраста
заложить
основы
«Ладушки» (И. гармонического развития (развития
Каплунова, И.
слуха, голоса, внимания, движения,
Новоскольцева). чувства ритма и красоты мелодии,
развитие индивидуальных музыкальных
способностей);
приобщить
обучающихся
к
русской
народно-традиционной
и
мировой
музыкальной культуре;
подготовить обучающихся к
освоению приёмов и навыков в
различных
видах
музыкальной
деятельности
адекватно
детским
возможностям;
22
описание
Данная
программа
разработана с учетом
основных
принципов,
требований к организации и
содержанию
различных
видов
музыкальной
деятельности в ДОУ, а так
же
возрастных
особенностей обучающихся.
Программа разработана в
соответствии с ФГОС.
Программа
по
музыкальному воспитанию
обучающихся дошкольного
возраста
«Ладушки»
учитывает ведущие мотивы
и потребности ребѐнка с
ограниченными
возможностями здоровья.
развивать
коммуникативные Еѐ
гуманистическая
направленность
на ребѐнка и
способности;
вариативность
научить обучающихся творчески
осуществления
использовать музыкальные впечатления
образовательного процесса
в повседневной жизни;
позволяет наиболее полно
познакомить обучающихся с
раскрыть
творческие
разнообразием музыкальных форм и
способности обучающихся в
жанров в привлекательной и доступной данном виде деятельности.
форме;
Современные исследования
обогатить
обучающихся в специальной психологии и
музыкальными знаниями и
педагогике
объективно
представлениями в музыкальной игре; - подтверждают
развивать самостоятельное детское положительное
влияние
творчество во всех видах музыкальной музыки на обучающихся с
ограниченными
деятельности.
возможностями здоровья.
обеспечить эмоциональнопредполагает
психологическое благополучие, охрану Программа
особый
подход
к
и укрепление здоровья обучающихся.
организации
в
саду
праздников:
отсутствие
тренировок для оттачивания
технического воплощения
образов
музыкальнохудожественной
деятельности, а активное
использование
формы
развлечения.
Девиз
программы «Праздник – это
то, что взрослые делают для
обучающихся, а не то, что
дети делают для взрослых».
Такое положение органично
вписывается в
образовательную
деятельность с детьми,
имеющими ограниченными
возможностями здоровья.
Учебно-методический
комплект
программы
включает в себя детальные
разработки
с
учѐтом
особенностей
развития
ребѐнка. Центральное место
в
программе
отведено
формированию
музыкального творчества у
обучающихся,
то
есть
творческое развитие
23
личности
ребѐнка.
Музыкальный
репертуар
программы подобран на
основе
принципа
доступности по содержанию
и детскому исполнению;
материал
состоит
из
классической
музыки
композиторов разных стран,
фольклора, а так же музыка,
специально созданной для
обучающихся.
24
формирование
Сейчас в работе с детьми с
рефлексивного
пониминия различными проблемами
Коррекционная ритмика
собственных кинестетических развития активно
"Музыка,
ощущений,
поскольку
у применяется коррекционная
движение
и
многих
оно
или
не ритмика как одно из ведущих
воспитание"
Т.Овчинникова,
А. сформировано, или утрачено; средств коррекционной
обучение обучающихся педагогики. Для
Симкина Буренина А. И. произвольной регуляции и автоматизации движений
"Ритмическая мозаика"
управлению эмоциональной и необходимо разучивать их в
(Программа по
мышечной
активностью разных темпах, во
ритмической пластике
всевозможных характерах,
(управление тонусом и
для обучающихся
подставлять слова,
темпом движений);
дошкольного
и
использовать музицирование
коррекция всех видов
младшего школьного
на шумовых ритмических
координаций
на
уровне инструментах, соединяя
возраста).
построения
движений: слово, музыку и движение.
статической, динамической, Важное значение при
зрительномоторной,
составлении комплексов
символической
имеет подбор музыки.
формирование навыка Произведения должны быть
выполнения
движения
в простыми по мелодии,
соответствии
с ритму,музыкальные фразы
невербальным(музыкальным) четко дифференцированы,
или
темп и метр хорошо
вербальным образом;
различимы. Это позволяет
ребенку быстро запоминать
композиции точно
организовывать свои
движения и контролировать
их выполнение. Форма
произведений простая или
повторяемая. Всем этим
отвечают детские песни,
несложные по мелодии и
оркестровке (например из
мультфильмов).
25
Основной
метод
музыкально-ритмического
воспитания
обучающихся"вовлекающий
показ"
двигательных
упражнений.
Важной
особенностью
данной
методической
разработки
является
тщательный
подбор музыки, специально
подготовленная фонограмма
с точно выверенным темпом
и временем звучания.
Главная задача музритм восп - использование
игровых двигательных упр,
как средства
эмоционального
взаимодействия ребенка и
взрослого.
Вызвать
у
ребенка радостные эмоции,
интерес к играм-забавам,
музыке, увлечь и занять его
значительно важнее, чем
обучить
каким-либо
движениям и умениям.
Занятия проводятся с учётом
Сформировать
и
реализации
у ФГОС
Национальнорегиональный представление
национально
–
дошкольников о родном крае,
компонент
городе, как части большой регионального компонента.
страны России;
Реализация
Воспитывать любовь и национальнорегионального
уважение к своей малой компонента осуществляется
Родине,
ее
истории
и в ходе НОД по музыке:
ежемесячно 1 – 2 часа, как
современности;
Воспитывать уважение тематическое занятие, как
к людям труда родного один из видов музыкальной
как
города, признательность к деятельности,
землякам,
прославившим развлечение.
родной край; - Воспитывать
бережное
отношение
к
животному и растительному
миру родного края;
Ориентировать
родителей на патриотическое
воспитание
обучающихся
путем
прикосновения
к
26
истории своей семьи, к
профессии членов семьи, к
красоте природы родного
города.
2.6. Использование ИКТ
В современном мире технический прогресс развивается очень быстро, поэтому
использование компьютерных технологий необходимо на музыкальных занятиях. Одной
из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация воспитанника.
Использование современных информационных технологий делает обучение ярким,
запоминающимся, интересным для
любого возраста, формирует эмоционально
положительное отношение. Все вышеперечисленное позволяет органично включить ИКТ
в музыкальные занятия.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании обучающихся дает следующие
преимущества:
•
улучшается запоминание пройденного материала;
•
усиливается познавательный интерес воспитанников;
•
развивается
интерес
ребенка
к
самостоятельному
выполнению заданий. ИКТ сочетают в себе много компонентов,
необходимых для успешного обучения обучающихся. Это и телевизионное
изображение, и анимация, и графика, и звук. Демонстрационный зрительный
ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия
музыки. Основой развития музыкального мышления обучающихся становится
неоднозначность
их
восприятия, множественность
индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания»
(«видения») конкретных музыкальных сочинений.
Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий.
Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются мультимедийные
презентации, отражают один из главных принципов создания современного
музыкального занятия - принцип привлекательности. Благодаря мультимедийным
пособиям, дети стали отличаться высокой активностью (высказывать своё мнение,
размышлять, рассуждать).
Использование ИКТ очень важно не только для усвоения музыкального материала, но и
ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
27
Считаю необходимым развивать у обучающихся умение вслушиваться в чужое и
собственное исполнение. Для этого часто использую микрофон и минусовые записи
различных детских песен. Мультимедийные пособия разрабатываются с помощью
программ Microsoft Office PowerPoint, Windows Media.
2.7. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся
Взаимодействие с семьей в образовательном процессе по реализации задач
образовательной области «Музыка» предполагает координацию усилий нескольких
сторон (субъектов образовательного пространства) в образовательном процессе.
Задачи:
• обеспечить включение родителей в образовательный процесс на основе
согласования целей, задач развития художественно-эстетической сферы
обучающихся дошкольного возраста;
• обеспечить единство форм содержания образования обучающихся через
партнерское взаимодействие всех специалистов ДОУ, семьи через
детсковзрослую музыкально-творческую совместную деятельность.
Формы работы с родителями
Функциональное взаимодействие
с Формы взаимодействия с родителями
родителями
Информационноконсультативная
деятельность
Просветительская деятельность
Практикоориентированная
методическая деятельность
Культурнодосуговая деятельность
определение и
формулирование
социального заказа родителей,
определение приоритетов в
содержании образовательного процесса; анкетирование, опрос родителей;
информационные стенды для родителей;
индивидуальные консультации;
интернет. Сайт МДОУ;
презентация достижений;
лекции, беседы с родителями
библиотечка для родителей;
совместная разработка учебных пособий и
дидактических игр;
форум на сайте МДОУ
- дни открытых дверей;
- открытые занятия;
- детско-родительские проекты;
- выставки;
- смотры-конкурсы;
- развлекательные мероприятия;
- акции;
- музыкальные праздники;
- игровые семейные конкурсы, викторины
-
28
Индивидуальноориентированная
деятельность
коллективные творческие дела;
реализация индивидуальных программ
развития ребенка, в том числе – одаренного;
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Максимально допустимая образовательная нагрузка (занятия)
группы
количеств Количество
занятий
о
мин
в
за
неделю год
группы компенсирующей направленности
кратковременного пребывания для детей со сложным
дефектом развития разновозрастной (3-7 лет)
20
2
72
Виды музыкальных занятий:
Фронтальные музыкальные Фронтальные музыкальные занятия
занятия
Традиционные;
Тематические;
Комплексные.
Творческие;
Развитие слуха и голоса;
Упражнения в
освоении
танцевальных движений;
Обучение игре на детских музыкальных
инструментах.
Форма реализации программы
Музыкальные занятия(еженедельно
проводятся два музыкальных занятия)
фронтальные
индивидуальные
тематические
Развлечения
Утренники
комплексные
Рабочая программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным
особенностям обучающихся. Программа разработана с учетом дидактических принципов
- их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников и включает
в себя следующие разделы:
Структура музыкального занятия:
Слушание
Игра на детских музыкальных
29
инструментах
Музыкально-ритмические
движения
Распевание
Пение
Развитие
детского
музыкально-игрового, танцевального
творчества:
песенного,
Особенностью
рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию
дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности:
речевой,
музыкальной,
песенной,
танцевальной,
творческо-игровой.
Методы музыкального развития :
Практический
Наглядный Словесный о Словеснослухово Игровой
(сопровожд (беседы
й
(музыкальные игры – (разучивание
е ние
песен,
различных
театрализованные
(пение);
музыкально музыкальны
танцев,
музыкальные
игры,
г
музыкальнодидактически
воспроизведени
х жанрах);
о
ряда
е, игры с
е мелодий).
пением,
ритмические);
изобразител
ь
ным, показ
движений);
В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для обучающихся
дошкольного возраста:
предметно
–
пространственная условия
для условия
для
развивающая образовательная среда взаимодействия со взаимодействия с другими
(оборудованный музыкальный зал); взрослыми;
детьми.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное
сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и
сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.
Типовое занятие по рабочей программе имеет четкое построение без углубления в какойлибо раздел.
3.2. Структура образовательной деятельности
Форма календарного плана, составляется на 1-2 недели (2-4 занятия)
(№)
ГРУППА
ПЕРИОД
(месяц)
(числа)
лексическая тема:
содержание
Задачи
музыкально-двигательные упражнения
30
восприятие музыки, слушание, пальчиковая и артикуляционная гимнастика,
пластические и образные миниатюры, распевки, пение, музыкально-дидактические
игры
игры,танцы,пляски, хороводы
Занятия по музыке состоят из трех частей:
№ часть
Вид музыкальной
занятия деятельности
Цель
1 Вводная Музыкальноритмические настроить ребенка на занятие и развивать
навыки основных и танцевальных движений,
упражнения.
которые будут использованы в плясках, танцах,
хороводах.
Обязательно-приветствие. 1-2 упражнения из
"Ритмопластики" (повтор ранее выученных).
2 Основна Слушание музыки.
приучать ребенка вслушиваться в звучание
мелодии и аккомпанемента, создающих
я
художественно музыкальный образ, и
эмоционально на них реагировать.
Пальчиковая и
артикуляционная
гимнастика.
подготовить артикуляционный аппарат к
пению, формирование логопедических
навыков, развитие мелкой моторики.
Распевки,подпева ние и
пение.
развивать вокальные задатки ребенка, учить
чисто
интонировать
мелодию,
без
напряжения в голосе, начинать и заканчивать
пение вместе с воспитателем.
музыкальнодидактические направленные на знакомство с детскими
игры
музыкальными инструментами, развитие
памяти и воображения, музыкально-сенсорных
способностей, развитие тембрового и
ритмического слуха.
3 Заключи Игра или пляска.
доставить эмоциональное наслаждение
тельная
ребенку, вызвать чувство радости от
совершаемых действий, интерес к музыкальной
деятельности.
3.3. Модель-организации воспитательно-образовательного процесса
Формы и приёмы образовательного процесса :
Совместная образоват.деят.педагогов и
обучающихся
Занятие
в
режимных
моментах
31
Самостоятельная
деятельность
обучающихся
Образоват.
деят. в семье
Занятие
Игры
в
праздники, Посещение
Использование
концерт,
оркестр, музеев,
музыки
на:
Музыкальнодидактическ
музыкальные
занятия, выставок,
Утренней
ие игры
телевизор.
детских
Во
Слушание (музыкальные гимнастике;
время умывания; В Сюжетноролевые игры музыкальных
сказки,
Импровизация мелодий театров
сюжетноролевых
инструментальная
на собственные слова, Прослушива
играх;
музыка)
Беседы с детьми о
мпьютерных играх; придумывание песенок ние
аудизаписец
музыке
ред
дневным Придумывание
Просмотр
простейших
Театрализованная
сном/при
танцевальных движений иллюстраций
деятельность
пробуждении
,
Инсценирование
Рассматривание
(релаксирующая
песен, репродукций
иллюстраций в детских музыка во времясодержания
картин,
книгах,
хороводов
дневного сна).
портретов
репродукций, предметов Просмотр
Составление композиций
композиторо
окружающей
мультфильмов,фраг танца
в
ме
действительности
Импровизация
на Просмотр
нтов детских
Рассматривание
инструментах
видеофильмо
портретов композиторов музыкальных
Музыкальнодидактическ в
фильмов,
ие игры
Обуче
дивидуальная работа.
Игры-драматизации
ние
игре
на
Праздники
и
Аккомпанемент в пении, музыкальных
развлечения.
инструмента
Создание
книжек танце и др. Детский
ансамбль,
оркестр
х
самоделок
по
мотивам изученных
песен
3.4. Технологии реализации рабочей программы
Взаимодействие всех участников образовательных отношений МБДОУ осуществляется
с применением современных образовательных технологий:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
•
информационно-коммуникационные технологии;
технологии; игровая технология.
Используемые технологии обучения
Педагогически
е технологии
Задачи
личностно-ориентированные
Формы организации
32
Здоровьесберег
ающие
технологии
1.Овладение набором
простейших форм и
способов поведения,
способствующих
сохранению и укреплению
здоровья
2. Увеличение резервов
здоровья
Технологии
проектной
деятельности
Развитие и обогащение
социально-личностного
опыта, через вовлечение
обучающихся в сферу
межличностного
взаимодействия
Технология
исследовательс
кой
Сформировать
у
дошкольников
основные
ключевые
компетенции,
деятельности
способность
исследовательскому
типу мышления
к
33
1.
Пальчиковая гимнастика
2.
Гимнастика для глаз
3.
Дыхательная гимнастика
4.
Артикуляционная
гимнастика 5. Музыкальнодыхательные тренинги
6.
Динамические паузы
7.
Релаксация
8.
Арттерапия, сказкотерапия
9. Двигательная терапия,
музыкотерапия
10. Цвето-, звукотерапия, песочная
терапия
1.
Работа в группах, парах
2.
Беседы, дискуссии
3.
Социально-активные
приемы: метод взаимодействия,
метод экспериментирования, метод
сравнения, наблюдения
1.Эвристические беседы
2. Постановка и решение вопросов
проблемного характера
3.
Наблюдения
4.
Моделирование (создание
моделей об изменениях в неживой
природе)
5.Опыты
6.
Фиксация результатов:
наблюдений, опытов,
экспериментов, трудовой
деятельности
7.
«Погружение» в краски,
звуки, запахи и образы природы
8.
Подражание голосам и
звукам природы
9.
Использование
художественного слова
10.
Дидактические игры, игровые
обучающие и творчески
развивающие ситуации
11.
Трудовые поручения,
действия
Информационн
окоммуникацион
ные технологии
1.
Стать для ребенка
проводником в мир новых
технологий, наставником в
выборе компьютерных
программ;
2.
Сформировать
основы информационной
культуры его личности,
повысить
профессиональный
уровень педагогов и
компетентность
родителей.
1.
Подбор иллюстративного
материала к занятиям
(использование мультимедийных
презентаций).
2.
Подбор дополнительного
познавательного материала к
занятиям, знакомство со сценариями
праздников и других мероприятий
3. Обмен опытом, знакомство с
наработками других педагогов
России и зарубежья
4. Создание презентаций в
программе РowerРoint для
повышения эффективности
образовательных занятий с детьми и
педагогической компетенции у
родителей в процессе проведения
родительских собраний
Личностно
ориентированн
ые технологии
1.
Гуманистическая
направленность
содержания деятельности
ДОУ
2.
Обеспечение
комфортных,
бесконфликтных и
безопасных условий
развития личности ребенка,
реализация ее природных
потенциалов,
индивидуальный подход к
воспитанникам
1. Развитие взаимодействия
1.
Игры, спортивные досуги,
занятия
2.
Упражнения, наблюдения,
экспериментальная деятельность
3. Гимнастика, массаж, тренинг,
образно-ролевые игры, этюды
Игровые
34
1. Коллективные дела, работа в
технологии
«ребенок-ребенок»,
«ребенок-родитель»,
«ребенок-взрослый» для
обеспечения душевного
благополучия 2.
Коррекция
импульсивного,
агрессивного,
демонстративного,
протестного поведения 3.
Формирование навыков и
умений дружеского
коммуникативного
взаимодействия 4.
Решение задач
«социального» закаливания
5. Развитие навыков
полноценного
межличностного общения,
позволяющего ребенку
понять самого себя
малых группах на занятиях, тренинги
на умение договариваться
2.
Игры
с
правилами,
игрысоревнования,
игрыдраматизации, сюжетно-ролевые
игры
3.
Метод создания проблемных
ситуаций
с
элементами
самооценки
4.
Тренинги,
самопрезентации
3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и развлечений
Задача музыкального руководителя наполнить ежедневную жизнь обучающихся
увлекательными
и
полезными делами,
создать
атмосферу
радости
общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и
перспективам.
Для
организации
традиционных
событий
эффективно
использование
сюжетнотематического планирования образовательного процесса. Темы определяются
исходя из интересов обучающихся и потребностей обучающихся, необходимости
обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных
образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем
образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной
деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.
В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности.
Тема «Времена года» находит отражение, как в планировании образовательных ситуаций,
так и в свободной, игровой деятельности обучающихся. В организации образовательной
деятельности учитываются также доступные пониманию обучающихся сезонные
праздники, такие как Новый год, Проводы Зимушки-зимы и т.п., общественнополитические праздники (День народного единства России, День Защитника Отечества,
Международный Женский день, День Победы и др.)
35
3.6. Создание развивающей предметно- пространственной среды
в течении
года
1.
2.
3.
4.
Вид помещения,
функциональное
использование
Создание предметно-развивающей среды по музыкальному
развитию обучающихся дошкольного возраста в кабинете и
группах.
Пополнение аудиотеки танцевальной музыкой, музыкой для
слушания, колыбельными, пальчиковыми играми по методике
Железновых. Новыми музыкальными сказками.
Пополнение учебно-методического комплекса:
• новинки методической литературы;
• пополнение имеющихся и создание новых
музыкальнодидактических игр,
• шумовых и музыкальных инструметов;
• пополнение консультаций для педагогов и родителей;
Пополнение учебно-дидактического комплекса:
• новые игрушки для работы с детьми;
• пособия для фронтальной и индивидуальной работы с
детьми (портреты композиторов, музыкальные инструменты,
картины времен года, и др.);
• новые атрибуты для танцевального творчества и игр
обучающихся.
• пошив костюмов.
Образовательны е области
36
Оснащение
Музыкальный зал
Непосредственна
я
образовательная
деятельность
Консультативная
работа
с
педагогами,
родителями.
индивидуальные
занятия; тематическ
ие досуги;
развлечени
я;
театральны
е представления;
праздники
и утренники;
занятия по
хореографии;
занятия по
ритмике
«Социальнокоммуникативн
ое развитие»
«Физическое развитие»
«Познавательно
е развитие»
«Художественно
эстетическое развитие»
«Речевое развитие»
•
•
•
•
•
•
•
•
библиотека методической
литературы, сборники нот;
шкаф для используемых
пособий, игрушек, атрибутов
и прочего материала;
музыкальный центр;
пианино;
разнообразные музыкальные
инструменты для
обучающихся;
аудиокассеты с записями
музыкальных произведений;
различные виды театров;
ширма для кукольного
театра; детские и взрослые
костюмы;
детские хохломские стулья.
•
И др.
• ИКТ-технологии.
Требования к материально-техническим условиям реализации
Материально – технические (пространственные) условия организации образовательной
области
•
Уголок музыкального развития в группе, Музыкальные инструменты, Куклы
для музыкального театра.
Технические средства обучения: магнитофон, пианино, баян, CD и аудио материал,
мультимедийная установка.
Обязательное использование в программе интересного и яркого наглядного материала:
• иллюстраций и репродукций;
• дидактического материала;
• малые скульптурные формы;
• игровые атрибуты;
• музыкальные инструменты;
• аудио- и видеоматериалы;
• «живые игрушки» - педагоги и дети, одетые в соответствующие костюмы.
Использование наглядного материала заинтересовывает обучающихся,
активизирует их и вызывает желание принимать участие в том или ином виде
деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость обучающихся,
их хорошее настроение, усвоение музыкального материала и высокая активность.
37
V. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа (далее – Программа) раскрывает содержание и организацию
образовательной деятельности для детей младенческого, раннего и дошкольного
возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел
«Музыкальная деятельность».
Программа разработана в соответствии с Федеральной образовательной
программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028, (далее – ФОП) и
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, в редакции от 08.11.2022, (далее – ФГОС ДО).
При разработке Программы учитывались следующие нормативно правовые
документы:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022)
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», (ред. от 28.04.2023).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №
373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования».
8. Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования».
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20
сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медикопедагогической комиссии».
Цель Программы: Музыкальное развитие ребёнка в период дошкольного
детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
Основные задачи:
1. Формировать музыкальные знания и навыки в различных видах музыкальной
деятельности адекватно детским возможностям.
2. Развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления, чувство ритма.
3. Развивать исполнительские и творческие способности.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость и познавательный интерес к музыке и
музыкальной деятельности.
5. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
посредством приобщения к музыкальному искусству.
Задачи с учетом специфики региональных и социокультурных условий:
1.
Приобщать дошкольников к культурному и музыкальному наследию
своего края: образцам народного фольклора, народным художественным промыслам,
культурным музыкальным традициям.
2.
Вовлекать
детей
в
художественно-творческую
деятельность
регионального содержания.
3.
Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания
ближайшего окружающего мира посредством музыкального искусства.
4.
Воспитывать уважение к своему дому, малой Родине.
В Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе представлены: цели, задачи, принципы её формирования;
планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном
возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; педагогическая
диагностика достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел включает задачи и содержание образования по ОО
«Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность». В нем
представлено описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы. Включены образовательные технологии, способствующие музыкальному
развитию дошкольников. Указаны особенности образовательной деятельности разных
видов и культурных практик, а также способы поддержки детской инициативы в
музыкальной деятельности.
Показаны особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями
обучающихся. Даны направления и задачи коррекционно-развивающей работы.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания,
которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы в рамках
музыкального искусства, предусматривает приобщение детей к российским
традиционным духовным ценностям в процессе музыкальной деятельности.
Организационный раздел Программы включает описание психологопедагогических и кадровых условий реализации Программы, организацию развивающей
предметно-пространственной среды в музыкальном зале и в группах детского сада,
материально-техническое обеспечение. Раздел содержит примерный перечень
музыкальных произведений для использования в образовательной работе в разных
возрастных группах. Представлены особенности организации образовательного
процесса и календарный план воспитательной работы.
Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического
характера взаимодействия взрослого с детьми.
Материал распределяется по возрастным группам (дети от 3 до 7 лет) и видам
музыкальной деятельности. Педагогическая и коррекционная работа, представленная в
Программе, обеспечивает всестороннее музыкальное развитие дошкольников.
39
40