рабочая программа тьютора 2024-2025

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Ромашка» г. Сальска»

Рассмотрено на
Педагогическом совете
МБДОУ № 7 «Ромашка» г. Сальска
протокол №___ от «___» ______ 2024 г.

Утверждаю:
Заведующий МБДОУ № 7 «Ромашка»
г. Сальска
_______ М.В. Чапская
Приказ №___ от________
Приложение №___

Рабочая программа
Тьютора Пилипенко Е. В.
в группах компенсирующей направленности для детей
с ЗПР и со сложным дефектом
на 2024 – 2025 учебный год

Разработала:

Пилипенко Е. В.
тьютор

г. Сальск 2024 г.
1

Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей программы
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.4. Основные направления тьюторского сопровождения
1.5. Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики
1.6. Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1. Технология тьюторского сопровождения и организационные формы работы с
детьми
2.2. Содержание и условия реализации программы
2.3. Содержание вариативных форм, способов, методов реализации программы
2.4. Основные направления работы тьютора в организации условий для
формирования гармоничных отношений воспитанника с социумом в ДОУ.
2.5. Методы и приемы совместной деятельности тьютора с воспитанниками с
ОВЗ
2.6. Особенности взаимодействия тьютора с семьями воспитанников
3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы.
3.2 Методические материалы, средства обучения и воспитания дошкольников.
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды.
4. Приложение
4.1 Краткая презентация рабочей программы

2

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа предназначена для помощи в усвоении адаптированной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития, нарушением интеллекта, детейинвалидов в возрасте 6 – 7 лет.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в
специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и
лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном ДОУ. Здоровым же детям это
позволит развить толерантность и ответственность.
В сегодняшнем понимании, тьютор – это специалист, который организует
условия для успешной интеграции воспитанника/обучающегося с особенностями
развития в образовательную и социальную среду ДОУ (школы), является его
помощником при прохождении ребенком индивидуального образовательного и
социального маршрута.
Рабочая программа тьютора МБДОУ № 7 «Ромашка» г. Сальска, разработана в
соответствии:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
с документами Министерства образования и науки РФ
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным образовательным программам дошкольного
образования»
с документами Федеральных служб
 Санитарно-эпидемиологические требованиями к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3048-20);
с локальными документами
 Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения № 7 «Ромашка» города Сальска
Рабочая
программа тьютора
образовательных программ:

разработана на

основе

следующих

3

 Образовательная программа дошкольного образования Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 7 «Ромашка»
города Сальска.

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под
общей ред. С.Г. Шевченко. - М., 2004
 Адаптированная
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 7
«Ромашка» города Сальска.
1.2. Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей
программы
Ведущая цель рабочей программы:
Создание условий для индивидуального сопровождения в образовательном
процессе и успешного включения в среду образовательного учреждения
воспитанников с ОВЗ.
Задачи образовательной деятельности:
 Создание комфортных условий для нахождения в образовательном учреждении,
организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ;
особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с
реальными возможностями ребенка.
 Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы,
формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
 Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ,
преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и
учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы,
учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
 Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами.
Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с
ребенком.
 Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс
обучения.
 Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку,
установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа
проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
 Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в
деятельности ребенка с ОВЗ.

4

Задачи в соответствии с ФГОС:
 Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия.
 Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации,
языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том
числе ограниченных возможностей здоровья).
 Обеспечение
преемственности
основных образовательных программ
дошкольного и начального общего образования.
 Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
 Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе
правил, и норм поведения.
 Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
 Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ
дошкольного образования в МБДОУ № 7 «Ромашка» г. Сальска с учётом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
 Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
 Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Диагностический блок:
 Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения
ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционновоспитательного процесса;
 определение эффективности реализации индивидуальной программы развития
ребенка.
Воспитательный блок:
 решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии
ребенка, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении
5

дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств.
Коррекционный блок:
 формирование способов усвоения дошкольником социального опыта
взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
 развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности
проблемного ребенка;
 преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в
развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;
Образовательный блок:
 Формирование у ребенка элементарных способов и средств взаимодействия с
окружающими людьми, развитие потребности во взаимодействии со взрослыми и
сверстниками и в речевой активности.
 Совершенствование лексической стороны речи, способности к подражанию
речи.
 Совершенствование произносительной стороны речи, грамматического строя
речи, диалогической формы связной речи в различных формах и видах детской
деятельности.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы:
Успешность реализации будет достигнута при соблюдении следующих
принципов:
 признание
объективности
существования
индивидуальных
целей
воспитанников в образовательном процессе;
 индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
 максимального разнообразия представленных возможностей для развития
личности;
 непрерывности и преемственности - понимание образовательного процесса как
взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей
образования;
 "не навреди", психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия;
 взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и
др. тьюторской составляющих)

1.4 Основные направления тьюторского сопровождения
1. Общеразвивающее игр тьюторство:
6

- подбор игр, доступных по возрасту и развитию ребенка;
- выявление интересов и наклонностей ребенка;
- взаимодействие с родителями и педагогами с целью планирования
наиболее эффективной для ребенка образовательной стратегии.
2. Предметное тьюторство:
- сопровождение ребенка в том направлении, которое было выявлено при
изучении интересов, наклонностей и потенциальных возможностей.
3. Адаптационное тьюторство:
- помощь ребенку на начальном этапе вхождения в коллектив группы ДОУ;
- изучение информации о ребенке (в т.ч. его интересов);
- включение ребенка в образовательный процесс.
1.5 Значимые
характеристики.

для

разработки

и

реализации

Рабочей

программы

Характеристика развития детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) — это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения
общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу
можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при
наличии ограничений жизнедеятельности.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц,
жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или
отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках,
считающихся нормальными для человека данного возраста.
Итак, дети с ОВЗ - это определенная группа детей, требующая особого внимания
и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых
определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая
практическая деятельность индивидуума.
Л. С. Выготский отмечает необходимость включать детей с ограниченными
возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность,
направленную на формирование детского опыта. Он же вводит понятие «структура
дефекта».
У детей с ОВЗ проявляется недостаточная сформированность психологических
предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей
работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование
7

деятельности, умение работать в определенном темпе).
Можно отметить следующие типичные затруднения (общие проблемы) у
детей с ОВЗ:
 отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны
представления об окружающем мире;
 темп выполнения заданий очень низкий;
 нуждается в постоянной помощи взрослого;
 низкий
уровень
свойств
внимания (устойчивость, концентрация,
переключение);
 низкий уровень развития речи, мышления;
 трудности в понимании инструкций;
 инфантилизм;
 нарушение координации движений;
 низкая самооценка;
 повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной
впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса,
отмечается малейшее изменение в настроении;
 высокий уровень психомышечного напряжения;
 низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
 для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они
быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом
сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес,
отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления
возникает двигательное беспокойство; у других детей отмечается повышенная
возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности,
упрямству.
Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует
тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.
Таким образом, дети с ограниченными возможностями – это дети, которые
имеют какие-либо отклонения от нормального физического или психического
развития, препятствующие общему развитию.

1.6 Планируемые результаты тьюторского сопровождения
 Успешно включен в
образовательный процесс
и
социально
адаптирован в образовательной среде.
 Освоены культурно-гигиенические навыки, расширены возможности
самостоятельного выполнения необходимого действия.
 Развиты коммуникативные способности обучающегося и жизненные
8

компетенции:
- адекватное поведение
- умеет общаться со взрослыми и сверстниками
- выражает свои потребности и желания
- есть динамика личностного,
когнитивного, эмоционального, творческого
развития обучающегося
-развита самостоятельность обучающегося

2. Содержательный раздел
2.1. Технология тьюторского сопровождения и организационные формы работы
с детьми:
Программа предусматривает овладение образовательной деятельностью, развитие
творческих способностей, самоопределение воспитанника.
№ п/п
1

Вид технологии
- Диагностическая

2

- Прогностическая

Форма работы
- сбор
данных
об
индивидуальных
особенностях
воспитанницы,
её
интересах, склонностях,
мотивах, сильных и
слабых
сторонах,
психофизическом
и
соматическом
состоянии, социальном
окружении;
- отслеживание
положительной
динамики в развитии
ребенка с ОВЗ.
- выявление
возможностей
и
ресурсов
для
преодоления
имеющихся у ребенка
психологопедагогических
проблем;
- разработка средств и
процедур тьюторского
сопровождения
в
образовательном
процессе;
9

3

- Регулятивная

4

- Аналитическая

5

- Оздоровительная

- разработка
и
реализация
адаптированной
образовательной
программы для ребенка
с ОВЗ.
- оказание помощи в
ориентации
и
включении
в
образовательное
пространство
ДОУ
ребенка
с
ОВЗ и
поддержки при решении
возникающих
затруднений и проблем;
- проведение
индивидуальных
коррекционноразвивающих занятий с
ребенком с ОВЗ;
- включение
в
образовательный
процесс (инклюзивное
обучение) специалистов
дошкольного
образовательного
учреждения;
- консультирование
родителей.
- отслеживание
динамики
развития
ребенка с ОВЗ;
- оценивание
успешности
воспитанников с ОВЗ в
освоении ОП, в случае
необходимости внесение
необходимых
коррективов.
- артикуляционная,
пальчиковая
гимнастика,
динамические
и
релаксационные паузы,
физминутки.
10

2.2 . Содержание и условия реализации программы
Программа тьюторского сопровождения воспитанника реализуется ежедневно в
течение всего учебного года, как в образовательной деятельности, так и в режимных
моментах.
Тьютор совместно с педагогами МБДОУ осуществляет работу по усвоению
образовательной программы ребенком и помогает выявлять возникающие проблемы
дошкольной жизни. Тьютор создает условия для реализации индивидуальных
особенностей и возможностей личности; помогает выстроить ребенку
индивидуальный путь развития. Тьютор совместно со специалистами разрабатывает
ИПР (индивидуальную программу развития), осуществляет работу по усвоению
данной программы ребенком.
Программа тьюторского сопровождения разрабатывается тьютором и
согласуется с годовым планом работы детского сада, который утверждается
заведующим. Осуществляется тьютором в рамках своих должностных обязанностей.
В ходе реализации программы тьюторского сопровождения тьютор выполняет
ряд функций:
 Методически управляет освоением учебного процесса;
 Доступен воспитаннику всегда;
 Организует образовательную деятельность воспитанника;
 Работает с учебным материалом (предложенный педагогами МБДОУ) и
производственными проблемами воспитанника;
 Устанавливает с воспитанником отношения партнерства;
 Непосредственно взаимодействует с родителями воспитанника.
2.3. Содержание вариативных форм, способов, методов реализации
программы
Основным методом тьюторского сопровождения является специально
организованная работа с осознанием ребенком процессов образовательной
деятельности и жизнедеятельности, включающей в себя и отношения с
другими детьми группы и со взрослыми.
Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный
характер.
Отмечаются все изменения, происходящие в ходе образовательной
деятельности, сравниваются с их начальными характеристиками,
полученными в ходе диагностики при поступлении в дошкольное заведение.
По следующим параметрам:
 физическое развитие;
 развитие психомоторики;
 когнитивное развитие;
 социально-эмоциональное развитие;
11

 коммуникативные возможности;
 отношение к занятиям.
2.4. Основные направления работы тьютора в организации условий
для формирования гармоничных отношений воспитанника с социумом
в ДОУ.
Тьютор и
воспитанни
к

Тьютор
и
воспитатель
группы

Тьютор:
- формирует доверительные и
эмоционально
насыщенные
отношения с ребенком, в начале
работы становится "проводником",
защитником,
выразителем
желаний и вместе с тем организующей
и
гармонизирующей силой;
- следит за состоянием ребенка эмоциональным
(помогает
разрешить конфликтные ситуации,
успокаивает, воодушевляет и т.д.)
и физически (если подопечному
нужно отдохнуть - может вывести
его из группы; следит, чтобы
ребенок не был голоден, при
необходимости помогает сходить
в туалет);
- координирует
общую
деятельность
воспитанника,
дозирует
образовательную
нагрузку;
- создает условия для развития у
детей
инициативы,
познавательной
и
обще
активности, в том числе за счет
привлечения к участию в общей
активности, в том числе за счет
привлечения
к
участию
в
различных (доступных) видах
деятельности;
Тьютор:
Обсуждает с воспитателем:
- цели и задачи своей работы;
- возможные
трудности
(посторонний шум во время
переговоров
тьютора
и
подопечного), уходы из
12

Тьютор
и
другие дети

Тьютор
родители

и

группы
и
возвращение,
особенности характера и
специфику поведенческих
проявлений ребенка;
- каким образом наиболее
эффективно
выстроить
взаимодействие в тройке:
ребеноквоспитательтьютор
Тьютор:
- следит
за
тем,
что
происходит
в
детском
коллективе- о чем дети
говорят, во что играют;
- объясняет
детям,
как
общаться со сверстником;
- если тема разговора касается
особенностей подопечного отвечает на вопросы;
- не
подчеркивает
особенность подопечного, а
показывает
сильные
стороны, вызывая к нему
симпатию
сверстников
личным
отношением,
вовлекает детей в доступное
взаимодействие.
- устанавливает контакт с
родителями,
определяет
задачи и составляет план
совместной работы;
- формирует у родителей
адекватное отношение к
своему ребенку, установку
на сотрудничество и умение
принять ответственность в
процессе анализа проблем
ребенка,
реализации
стратегии помощи;
- рассказывает
родителям
подопечного о том, как
прошел день, что удалось,
какие были трудности;
- дает
родителям
необходимую информацию
об особенностях развития
своего ребенка;
13

Тьютор
и
другие
специалисты

2.5. Методы и приемы
воспитанниками с ОВЗ

- формирует
интерес
к
получению теоретических и
практических умений
в
процессе
обучения
и
социализации;
- оказывает эмоциональную
поддержку;
- проведение
совместного
анализа
промежуточных
результатов,
разработка
дальнейших этапов работы;
- отвечает
на
вопросы
родителей других детей,
часто это делает через
воспитателя.
- вносит предложения по
оптимизации
работы
с
подопечным;
- помогает в составлении
индивидуальных программ;
- осуществляет помощь при
проведении
занятий
(адаптация
задания
для
воспитанника,
помощь
воспитаннику
в
ориентировании, в задании и
др.)
совместной

деятельности

тьютора

с

Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Игровые методы, применение игровых ситуаций - обучение
через игру. Привычная и желанная (в силу неусидчивости) форма
организации
деятельности
обучающегося
для
достижения
образовательных целей.
2. Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими
детьми - игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помыть
руки, перевести ребенка из коридора или спальни.
3. Метод расслабления - физминутки, пальчиковые игры, методы
релаксации и массажа - позволяют снять мышечные спазмы и
зажимы, особенно в области лица, артикуляционные упражнения,
пальчиковая гимнастика, массажные мячи.
4. Дидактические игры - игры на развитие познавательной
деятельности, постепенное включение в игру: настольные игры,
пазлы, конструирование (постоянный контроль за действиями
14

ребенка)
Методы и приемы, способствующие достижению выбранных задач
при реализации ОП:
Создание ситуаций
Индивидуальное научение
Работа по показу, образцу
Работа совместно со взрослым
Обучение в паре со здоровым ребенком
Научение через "рутины" - ежедневно повторяющиеся действия
Обучение в паре с родителями
Обучение через создание препятствий
Научение через ресоциализацию - устранение ранее сложившихся
моделей поведения и одновременное приобретение новых
10. Работа по схемам
11. Выделение/создание образцов для подражания (другие дети)
12. Материальное подкрепление
13. Научение средой
14. Обучение художественным словом
15. "Заразительность" - как другие
16. Использование родительского авторитета
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

2.6. Особенности взаимодействия тьютора с семьями
воспитанников.
Родители воспитанников с особенностями развития могут
стать активными помощниками в работе тьютора с их ребенком в
ДОУ. У родителей и ребенка появляется важная тема для
разговоров – жизнь в детском саду. Так как тьютор находится в
близком общении с ребенком (как в процессе образовательной
деятельности, так и в режиме дня), он может представить полную
картину жизни своего подопечного. Тьютор информирует
родителей об успехах ребенка, рассказывает о трудностях, о том,
как ребенок справляется с различного рода заданиями, возникают
ли проблемы, дает рекомендации, отвечает на вопросы
родителей.
Необходимо отметить сложность включения родителей в
коррекционный процесс. Активность родителей и понимание ими
сути и цели занятий являются необходимым условием
эффективности
образовательного
процесса
и
процесса
социализации.
Основные направления работы с родителями:
- Установление контакта с родителями прибывших
детей, объяснение задач, составление плана
совместной работы;
15

- Формирование
у
родителей
адекватного
отношения к своему ребенку, установки на
сотрудничество и умение принять ответственность
в процессе анализа проблем ребенка, реализации
стратегии помощи.
- Оказание родителям эмоциональной поддержки:
*содействие родителям в получении информации
об особенностях развития ребенка, прогноза
развития;
* формирование интереса к получению
теоретических и практических умений в процессе
обучения и социализации ребенка;
*
проведение
совместного
анализа
промежуточных
результатов,
разработка
дальнейших этапов работы.
Процесс реализации психологической поддержки родителей
является длительным и требует комплексного подхода, что
предусматривает участие педагога-психолога, логопеда,
дефектолога.
Задачи работы с семьей:
2. Совместная деятельность
3. Обучение
4. Конструирование
5. Просвещение
6. Информирование
Этапы работы с семьей:
1. Динамика позиционирования семьи и ДОУ (выявление
уровня готовности родителей к построению партнерских
отношений с учреждением):
- участие в образовательном процессе
- стремление посещать обязательные мероприятия для
родителей
- заинтересованность в делах детей, группы, ДОУ
- понимание своей роли в событийном пространстве
ДОУ (группы)
- выявление степени готовности к партнерству с
образовательным учреждением
2. Развитие социального партнерства:
- знакомство: мониторинг родительских запросов и
ресурсов. Выявляются общие ценности, определяется
взаимная полезность участников.
- совместная деятельность: обсуждение стратегии и тактики
образовательного
процесса,
проектирование
образовательного процесса.
- партнерство (реализация образовательного процесса):
помощь в организации и участие в праздниках, досугах,
16

проектной деятельности.
Организация работы с родителями с тьюторских позиций
пробуждает социальную активность, стремление понимать
и разрешать проблемы дошкольного сообщества.
Значительно меняются межличностные отношения в
семьях.
Родители
воспитанников
участвуют
в
формировании потенциально новой модели сотрудничества
с ДОУ, в реализации образовательных интересов детей.
Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные беседы
- памятки, буклеты
- информационные листовки для уголка

3.Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы.
1. Консультативное пространство оснащено письменным столом и стульями.
2. Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено
письменным столом, стеллажами для книг и пособий, шкафом для рабочих
папок, компьютером.
3. Игровое пространство включает полки с игрушками, небольшой ковер,
небольшой стол и 4 детских стульчика.
Наглядно- дидактические пособия:
-наглядный и раздаточный материал для фронтальных занятий и индивидуальной
работы;
-зеркала (настенное и индивидуальные);
- пирамидки (большая, маленькая)
- карандаши цветные;
- карандаши простые;
- счётные палочки;
- волшебный мешочек;
-материал для сравнения по величине (ленточки, полоски, снежинки, «деревья»,
пенечки и т.д.);
- плакат «Цифры»;
- плакат «Буквы»;
- плоскостные геометрические фигуры;
- счётный материал (картинки, муляжи);
- лото «Цвет и форма»;
- логическое домино;
-лото-вкладки;
- сухой бассейн;
- массажные шарики;
- пазлы;
17

- пальчиковый театр;
-набор шаблонов «Обведи по контору»;
-Д/игра «Умные шнуровки»;
- «Клубочки»;
- тактильные дощечки;
- собери бусы;
- мозаика;
- «игры с прищепками»;
- мелкие игрушки («киндеры»);
-шнуровка «Домик», «Шнур затейник»;
- картотека предметных картинок;
- картотека сюжетных картинок;
- раскраски;
- муляжи «Овощи и фрукты;
- Д/и «Подуй на….» (ватные диски);
- мыльные пузыри;
- магнитные буквы «Составь слова»;
-кубики «Буквы»;
- разрезные картинки;
- Д/игра «Грибок»;
- Д/игра «Что лишнее»;
- мелки;
- плакаты.
— дикие животные;
— домашние животные;
— древние животные (динозавры);
— солдатики;
— самолеты, вертолеты, лодки;
— драгоценности, клады;
— пупсы, люди;
— фантастические персонажи;
— лопатка, совок, ведерко;
— природный материал (листики, камыш, орешки, водоросли, корешки, шишки
хмеля и т. д.);
— оружие, бытовые приборы;
— семья людей;
14) емкость для воды с набором плавающих игрушек;
17) разнообразный художественный материал: пластилин, краски, фломастеры,
карандаши;
18) диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум
леса и моря, детские песенки и т. д.).
19) мягкие подушки
20) шкатулка с пуговицами
21) волшебный мешочек
22) счетные палочки
23) сюжетные картинки
24) домино
18

25) говорящий фотоальбом;
26) зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
27) сухой бассейн;
28) Сухой душ;
29) Сенсорные мячи;
30) Подушка с вибрацией;
31) Утяжеляющий коврик;
32) Таймер с секундомером;
33) Дидактические материалы из набора Ф. Фребеля;
34) Планшет с песком;
35) Разрезные и парные картинки
Тактильно – дидактическое панно
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с
помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом,
способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько
предметно - развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического,
физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну
или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и
игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе
освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством
общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их
пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым
комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.). Как принято в
практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько
основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой
развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно - развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное –
она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна
служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
19

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной
деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать
закономерности психического развития, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого
развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо
учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от
возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы,
способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая,
но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий
ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям
определенного возраста.
Предметная развивающая среда для детей с ЗПР в нашем учреждении строиться
таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его нарушений в развитии, интересов,
уровня активности Мы стараемся обогатить среду элементами, стимулирующими
познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Игры, пособия
находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют
нормам безопасности, а также возрасту детей.
В работе с детьми с нарушением зрения мы используем видеоувеличитель – это
специализированный прибор, предназначенный для чтения текстов и просмотра
картинок слабовидящими детьми. Фактически, это устройство является удобной
лупой, которую можно настроить индивидуально на ребенка.
Для детей с особенностями развития эмоционально - волевой сферы, а именно с
расстройствами аутистического спектра мы стараемся создать условия, где ребенок
мог бы уединиться, успокоиться, почувствовать себя защищенным, а через некоторое
время вернуться к другим детям. Ребенку с расстройством аутистического спектра
необходима сенсорно обогащенная среда и визуальная поддержка: алгоритмы
деятельности, схемы, режим дня в картинках. В работе с такими детьми, мы
используем записывающие коммуникаторы, с помощью которых можно записывать
любые сообщения продолжительностью 35 секунд, для выражения желаний ребенка в
течение всего дня, а также используем их с целью коррекционно – развивающего
обучения, включаю в занятия. С помощью говорящего фотоальбома, создаем
говорящую книгу-коммуникатор любимыми фотографиями детей, изображениями,
рисунками.
Зеркальный уголок с пузырьковой колонной, сенсорные мячи, сухой бассейн,
20

сенсорные кресла, сухой душ, чашка – балансир – все это сенсорное оборудование
позволяет создать безопасную комфортную среду, которая способствует общему
расслаблению, психическому и физическому восстановлению. Яркий сухой бассейн
предназначен для развития моторики, улучшения координации и равновесия у детей с
неврологическими патологиями и ДЦП. Множество разноцветных шариков, в
которые погружен ребенок, оказывают расслабляющее воздействие, благотворно
влияют на сенсорное восприятие и эмоциональное состояние ребенка. Игры в сухом
бассейне вызывают восторг у детей любого возраста, и реабилитационные занятия
проходят в приятной игровой форме.
Входящие в комплект оборудования тренажеры разработаны специально для детей с
какими-либо
физическими
ограничениями
здоровья
или
нарушениями
сенсомоторики. Подушка с вибрацией – стимулирует осязательное восприятие,
оказывает расслабляющее действие. Специально разработанные для детей
наколенные утяжелители, позволяют «насытить» сильную потребность в глубоком
давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Использование
утяжелителей во время занятий помогает уменьшить гиперактивность ребенка и
помогает ему стать более усидчивым и более спокойным – позволяет ребенку
чувствовать себя в положении сидя более уверенно. Трехцветный таймер с
секундомером помогает детям ориентироваться во времени выполнения задания, на
котором звуковым сигналом определяется начало и окончание выполнения того или
иного задания.
Пространственно-временная структура среды – мощное средство выстраивания
поведения ребенка с расстройствами аутистического спектра
Для коррекционно-развивающих занятий педагог – психолог и учителя –
дефектологи используют дидактический материал из набора Ф.Фребеля,
представляющий собой шкаф с 7 ящиками, с различной наполняемостью, которые
способствуют развитию речи, мелкой моторики, слухового и тактильного восприятия,
памяти, внимания, мышления, воображения, цветовой и пространственной
ориентации. Помогает овладению счетными навыками.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно
поэтому мы используем планшет с песком в развивающих и обучающих занятиях,
который предназначен для игровой терапии и развития творческих способностей
ребенка, развития мелкой моторики и повышения тактильной чувствительности;
развития мышления, воображения, речи; коррекции нарушений внимания, поведения,
эмоциональных и невротических нарушений; развития двух полушарий ребенка;
снятия стресса и гармонизации внутреннего состояния; коррекции страхов ребенка и
подготовки руки к письму.
Для стимуляции тактильных ощущений и развития мелкой моторики в своей
работе мы используем тактильно – дидактическое панно. Играя, ребенок изучает
цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, развивается
физически и интеллектуально.
Многофункциональные сенсорные дидактические пособия способствуют развитию
процессов мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного
анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения. У детей
создается опыт тактильных ощущений при исследовании поверхностей с множеством
интерактивных предметов в форме различных застежек, пуговиц, липучек, пряжек.
21

Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том
числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволяет облегчить
процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение
принципов ФГОС.

3.3. Методические материалы, средства обучения и воспитания дошкольников
1. Подготовка к школе детей с ЗПР - Кн.1,2- М.: Школьная Пресса,2004/ Под ред.
С.Г.Шевченко.
2. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционноразвивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР/ Под ред.С.Г. Шевченко.
М.-1998.
3.Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с
задержкой психического развития. — М., 2003.
4.Власова Т.А. Каждому ребенку — надлежащие условия воспитания и обучения. —
В кн.: Дети с временными задержками развития. - М., 1971.
5.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского,
Н.А. Цыпиной. — М., 1973.
6.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г.
Шевченко. — М., 2001.
7.Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психологопедагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития, 2002, № 1.
8. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в
развитии. — СПб., 2003.
9. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты
занятий. Для работы с детьми 5-6лет с ЗПР. - М.: 2006
10. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром.
Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. - М.: 2010
11. Морозова И. А., Пушкарева М. А Развитие элементарных математических
представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6лет с ЗПР - М. 2008
12. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических
представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.-М.: 2010
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с
помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом,
способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько
предметно - развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического,
физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну
или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и
игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе
22

освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством
общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их
пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым
комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.). Как принято в
практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько
основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой
развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно - развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное –
она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна
служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной
деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать
закономерности психического развития, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого
развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо
учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от
возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы,
способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая,
но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий
ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям
определенного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-дефектолога
23

дает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей
разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности
для уединения.
- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
• реализацию различных образовательных программ;
• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
Кабинет оснащен:
- детской мебелью,
-шкафами для дидактических и наглядных пособий,
-магнитной доской,
-компьютерным столом с орг. техникой,
-наглядно-иллюстративным материалом, систематизированным по темам,
-различными дидактическими играми и лото,
-интерактивными игрушками,
-оборудованием для развития мелкой моторики,
- методическими пособиями для коррекционной работы по всем возрастам.

24

4.Приложение
4.1. Краткая презентация рабочей программы
Данная Рабочая программа предназначена для проведения коррекционнопедагогической работы с детьми в возрасте от 5 до 7 (8) лет, имеющими
нарушения в развитии.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении САНПИН»
2.4.3648-20).
Задержка психического развития представляет собой общую психическую
незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не
равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены
особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой
сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной
информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые
объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные
признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и
явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже
и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и
результативной стороне всех видов их деятельности.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в
нарушениях
звукопроизношения,
бедности
и
недостаточной
дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических
конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетикофонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают
в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и
пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки,
недоразвитие мелкой моторики.
Цели,
задачи
и
принципы
коррекционного
обучения.
Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об
25

окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и
всестороннее развитие психических процессов.
Задачи:
1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и
координации психических нарушений.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы
дефектолога в соответствии с программным содержанием.
Всестороннее развитие психических процессов с учетом возможностей,
потребностей и интересов дошкольников.
Принципы:
1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии
как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой
находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность
коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе
повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения,
что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной
работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических
нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е.
опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа
предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий
всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом
успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более
высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для
активизации познавательных навыков.
4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на
уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и
доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих
пособий в соответствии с санитарно- гигиеническими и возрастными
нормами.
5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний
предполагает такой подбор материала, когда между составными частями
его существует логическая связь, последующие задания опираются на
предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет
обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения
материала служит также средством установления более тесных связей
между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на
занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя
дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем.
Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать
развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия,
мышления.
В процессе обучения используются различные формы организации
дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые.
26

Перечень методических пособий
1.
2.

3.
4.
5.
6.

7.

8.

9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. — Кн. 1,2. — М.:
Школьная Пресса, 2004. / Под ред. С. Г. Шевченко.
Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционноразвивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г.
Шевченко. -М. 1998.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки
психического развития. - М., 1999.
Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с
задержкой психического развития, - М., 2003.
Власова Т.А. Каждому ребенку - надлежащие условия воспитания и обучения. - В
кн.: Дети с временными задержками развития. - М., 1971.
Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И.
Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1973.Диагностика и коррекция задержки
психического развития. Под ред., С.Г. Шевченко. - М., 2001.
Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психологопедагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 1.
Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы
коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. //
Дефектология. 1999 №6.
Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе
обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 2.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в
развитии.
- С-Пб,.2003.
Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников
с задержкой психического развития. М., 2002
Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром.
Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. - М.: 2006
Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром.
Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. - М.: 2010
Морозова И. А., Пушкарева М. А Развитие элементарных математических
представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- М. 2008
Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических
представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР.-М.: 2010
Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной
психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.

27

28

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».