рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ на 2024 - 2025 уч. год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Ромашка» г. Сальска

Утверждаю:
заведующий МБДОУ №7
«Ромашка» г. Сальска
______________ Чапская М.В
Приказ №117 от 30.08.24 г.
Приложение №2

Принято на заседании
педагогического совета
МБДОУ№7 «Ромашка»
Протокол №1 от 30.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)
В МБДОУ «Ромашка»
на 2024-2025 учебный год

Программу составила:
тьютор Воронина Наталия Владимировна

1

г. Сальск, 2024 г.
Содержание

1. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
1.2.Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей программы
1.3.Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.4.Основные направления тьюторского сопровождения
1.5.Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики
1.6.Планируемые результаты освоения программы

2. Содержательный раздел
2.1.Технология тьюторского сопровождения и организационные формы работы с детьми
2.2Содержание и условия реализации программы
2.3.Содержание вариативных форм, способов, методов реализации программы
2.4.Методы и приемы современной деятельности тьютора и воспитателя
2.5.Особенности взаимодействия тьютора с участниками педагогического процесса
2.6.Особенности взаимодействия тьютора с семьями воспитанников
2.7.Расписание образовательной деятельности в группе

3. Организационный раздел
3.1.Вариативные режимы дня
3.2.Особенности организация развивающей предметно-пространственной среды
3.3 Планирование основных видов деятельности по Программе
Приложение 1. Циклограмма деятельности тьютора на 2024-2025 год
Приложение 2. Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника.

2

1.

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка
Программа предназначена для помощи в усвоении адаптированной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития, нарушением интеллекта, детей-инвалидов в возрасте 6 – 7 лет.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных
учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни
они смогут в обычном ДОУ. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и
ответственность.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги
обычных детских садов и школ принимают детей с особыми образовательными потребностями
независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального
развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на
потребности этих детей.
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его
успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора
приобретает здесь особое значение.
В сегодняшнем понимании, тьютор – это специалист, который организует условия для
успешной интеграции воспитанника/обучающегося с особенностями развития в образовательную и
социальную среду ДОУ (школы), является его помощником при прохождении ребенком
индивидуального образовательного и социального маршрута.
Рабочая программа тьютора МБДОУ «Ромашка», разработана в соответствии:
 Конституция РФ, ст. 43, 72;
 Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г.
№1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования»;
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г.
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных
правил и
норм СанПиН
1.2.3695-21
«Гигиенические нормативы и
требования к
обеспечению безопасности и
(или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Уставом МБДОУ «Ромашка»;
Рабочая программа тьютора
программ:


разработана на

основе следующих

«Программа
воспитания
и обучения
дошкольников
психического развития». Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. -СПб.: 2010



образовательных
с

задержкой

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г.
3

Шевченко. - М., 2004
 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до
школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: 2010

Сопровождение необходимо рассматривать как особую сферу деятельности тьютора,
ориентированную на взаимодействие с воспитанником по его поддержке в становлении
личностного роста, социальной адаптации, в ООД.

1.2. Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей
программы
Ведущая цель рабочей программы:
Создание условий для индивидуального сопровождения в образовательном процессе и
успешного включения в среду образовательного учреждения воспитанников с ОВЗ.
Индивидуальное сопровождение ребенка в образовательном процессе, успешное включение
ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Задачи образовательной деятельности:
 Создание комфортных условий для нахождения в образовательном учреждении, организация
рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная
организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
 Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, формирование
положительных межличностных отношений в коллективе.
 Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление
затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой
на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические,
психические особенности.
 Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение
преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
 Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
 Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на
сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации
стратегии помощи;
 Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности
ребенка с ОВЗ.
Задачи в соответствии с ФГОС:
 Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия.
 Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
4

психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
 Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования.
 Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
 Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил, и норм
поведения.
 Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование
предпосылок учебной деятельности.
 Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ дошкольного образования
в МБДОУ «Ромашка» с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья
детей.
 Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей.
 Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
Диагностический блок:
 Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях
уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса;
 определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательный блок:
 решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка, на
становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также
воспитание у него положительных качеств.
Коррекционный блок:
 формирование способов усвоения дошкольником социального опыта взаимодействия с
людьми и предметами окружающей действительности;
 развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного
ребенка;
 преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии их
познавательной сферы, поведения и личности в целом;
Образовательный блок:
 Формирование у ребенка элементарных способов и средств взаимодействия с окружающими
людьми, развитие потребности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и в речевой
5

активности.
 Совершенствование лексической стороны речи, способности к подражанию речи.
 Совершенствование произносительной стороны речи, грамматического строя
диалогической формы связной речи в различных формах и видах детской деятельности.

речи,

1.3.Принципы и подходы к формированию программы:
Успешность реализации будет достигнута при соблюдении следующих принципов:
 признание объективности существования индивидуальных целей воспитанников в
образовательном процессе;
 индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
 максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
 непрерывности и преемственности - понимание образовательного процесса как
взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования;
 "не навреди", психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия;
 взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и др. тьюторской
составляющих)

1.4. Основные направления тьюторского сопровождения
1. Общеразвивающее игр тьюторство:
- подбор игр, доступных по возрасту и развитию ребенка;
- выявление интересов и наклонностей ребенка;
- взаимодействие с родителями и педагогами с целью планирования наиболее
эффективной для ребенка образовательной стратегии.

2. Предметное тьюторство:
- сопровождение ребенка в том направлении, которое было выявлено при изучении
интересов, наклонностей и потенциальных возможностей.

3. Адаптационное тьюторство:
- помощь ребенку на начальном этапе вхождения в коллектив группы ДОУ;
- изучение информации о ребенке (в т.ч. его интересов);
- включение ребенка в образовательный процесс.

1.5. Значимые для разработки и реализации Рабочей программы
характеристики.
6

Характеристика развития детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения
психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не
позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детейинвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц,
жизнедеятельность
которых
характеризуется
какими-либо ограничениями или отсутствием
способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для
человека данного возраста.
Итак, дети с ОВЗ - это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к
воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим
является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность
индивидуума.
Л. С. Выготский отмечает необходимость включать детей с ограниченными возможностями
здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского
опыта. Он же вводит понятие «структура дефекта».
У детей с ОВЗ проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к
овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования
учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения
учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Можно отметить следующие типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:
 отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об
окружающем мире;
 темп выполнения заданий очень низкий;
 нуждается в постоянной помощи взрослого;
 низкий
уровень
свойств
внимания
(устойчивость,
концентрация,
переключение);
 низкий уровень развития речи, мышления;
 трудности в понимании инструкций;
 инфантилизм;
 нарушение координации движений;
 низкая самооценка;
 повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью
(тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
 высокий уровень психомышечного напряжения;
 низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
 для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся
вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах
быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате
утомления возникает двигательное беспокойство; у других детей отмечается повышенная
возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
7

Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного
методологического подхода к процессу психологической помощи.
Таким образом, дети с ограниченными возможностями – это дети, которые имеют какие-либо
отклонения от нормального физического или психического развития, препятствующие общему
развитию.

1.6. Планируемые результаты тьюторского сопровождения
 Успешно
включен
в
образовательный
процесс
и
социально
адаптирован в образовательной среде.
 Освоены культурно-гигиенические навыки, расширены возможности самостоятельного
выполнения необходимого действия.
 Развиты коммуникативные способности обучающегося и жизненные компетенции:
- адекватное поведение
- умеет общаться со взрослыми и сверстниками
- выражает свои потребности и желания
- есть динамика
личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития
обучающегося
-развита самостоятельность обучающегося

2.
Содержательный раздел
2.1. Технология тьюторского сопровождения и организационные формы работы с
детьми:
Программа предусматривает овладение образовательной деятельностью, развитие творческих
способностей, самоопределение воспитанника.
№ п/п
1

Вид технологии

- Диагностическая

Форма работы

- сбор

данных
об
индивидуальных
особенностях воспитанницы,
её интересах, склонностях,
мотивах, сильных и слабых
сторонах, психофизическом
и соматическом состоянии,
социальном окружении;

- отслеживание
8

положительной динамики в
развитии ребенка с ОВЗ.
2

- Прогностическая

- выявление возможностей
и ресурсов для преодоления
имеющихся
у
ребенка
психолого-педагогических
проблем;

- разработка

средств и
процедур
тьюторского
сопровождения
в
образовательном процессе;

- разработка и реализация
адаптированной
образовательной программы
для ребенка с ОВЗ.
3

- Регулятивная

- оказание

помощи
в
ориентации и включении в
образовательное
пространство ДОУ ребенка с
ОВЗ и поддержки при
решении
возникающих
затруднений и проблем;

- проведение

индивидуальных
коррекционно-развивающих
занятий с ребенком с ОВЗ;

- включение

в
образовательный
процесс
(инклюзивное
обучение)
специалистов дошкольного
образовательного
учреждения;

- консультирование
родителей.
4

- Аналитическая

- отслеживание динамики
развития ребенка с ОВЗ;
оценивание успешности
воспитанников с ОВЗ в
освоении ОП, в случае
необходимости
внесение
необходимых коррективов.

-

5

- Оздоровительная

- артикуляционная,
пальчиковая
гимнастика,
динамические
и
релаксационные
паузы,
9

физминутки.

2.2. Содержание и условия реализации программы
Программа тьюторского сопровождения воспитанника реализуется ежедневно в течение всего
учебного года, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Тьютор совместно с педагогами МБДОУ осуществляет работу по усвоению образовательной
программы ребенком и помогает выявлять возникающие проблемы дошкольной жизни. Тьютор
создает условия для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; помогает
выстроить ребенку индивидуальный путь развития. Тьютор совместно со специалистами
разрабатывает ИПР (индивидуальную программу развития), осуществляет работу по усвоению
данной программы ребенком.
Программа тьюторского сопровождения разрабатывается тьютором и согласуется с годовым
планом работы детского сада, который утверждается заведующим. Осуществляется тьютором в
рамках своих должностных обязанностей.
В ходе реализации программы тьюторского сопровождения тьютор выполняет ряд функций:
 Методически управляет освоением учебного процесса;
 Доступен воспитаннику всегда;
 Организует образовательную деятельность воспитанника;
 Работает с учебным материалом (предложенный педагогами МБДОУ) и производственными
проблемами воспитанника;
 Устанавливает с воспитанником отношения партнерства;
 Непосредственно взаимодействует с родителями воспитанника.

2.3.Содержание вариативных форм, способов, методов реализации
программы
Основным методом тьюторского сопровождения является специально организованная
работа с осознанием ребенком процессов образовательной деятельности и
жизнедеятельности, включающей в себя и отношения с другими детьми группы и со
взрослыми.
Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный характер.
Отмечаются все изменения, происходящие в ходе образовательной деятельности,
сравниваются с их начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при
поступлении в дошкольное заведение. По следующим параметрам:
 физическое развитие;
 развитие психомоторики;
 когнитивное развитие;
 социально-эмоциональное развитие;
 коммуникативные возможности;
 отношение к занятиям.

10

2.4. Основные направления работы тьютора в
организации
условий
для
формирования
гармоничных отношений воспитанника с социумом
в ДОУ.
Тьютор и
воспитанник

Тьютор
и
воспитатель
группы

Тьютор

и

Тьютор:
- формирует
доверительные
и
эмоционально насыщенные отношения с
ребенком, в начале работы становится
"проводником",
защитником,
выразителем желаний и вместе с тем организующей и гармонизирующей
силой;
- следит за состоянием ребенка эмоциональным (помогает разрешить
конфликтные ситуации, успокаивает,
воодушевляет и т.д.) и физически (если
подопечному нужно отдохнуть - может
вывесьт его из группы; следит, чтобы
ребенок
не
был
голоден,
при
необходимости помогает сходить в
туалет);
- координирует общую деятельность
воспитанника,
дозирует
образовательную нагрузку;
- создает условия для развития у детей
инициативы, познавательной и бще
активности, в том числе за счет
привлечения к участию в общей
активности, в том числе за счет
привлечения к участию в различных
(доступных) видах деятельности;
Тьютор:
Обсуждает с воспитателем:
- цели и задачи своей работы;
- возможные
трудности
(посторонний шум во время
переговоров
тьютора
и
подопечного), уходы из групы и
возвращение,
особенности
характера
и
специфику
поведенческих
проявлений
ребенка;
- каким
образом
наиболее
эффективно
выстроить
взаимодействие
в
тройке:
ребенок- воспитатель-тьютор
Тьютор:
11

другие дети

- следит за тем, что происходит в
-

Тьютор
родители

и

-

-

-

-

-

Тьютор

и

-

детском коллективе- о чем дети
говорят, во что играют;
объясняет детям, как общаться со
сверстником;
если тема разговора касается
особенностей подопечного отвечает на вопросы;
не подчеркивает особенность
подопечного,
а
показывает
сильные стороны, вызывая к
нему симпатию сверстников
личным отношением, вовлекает
детей
в
доступное
взаимодействие.
устанавливает
контакт
с
родителями, определяет задачи и
составляет
план
совместной
работы;
формирует
у
родителей
адекватное отношение к своему
ребенку,
установку
на
сотрудничество
и
умение
принять
ответственность
в
процессе
анализа
проблем
ребенка, реализации стратегии
помощи;
рассказывает
родителям
подопечного о том, как прошел
день, что удалось, какие были
трудности;
дает родителям необходимую
информацию об особенностях
развития своего ребенка;
формирует интерес к получению
теоретических и практических
умений в процессе обучения и
социализации;
оказывает
эмоциональную
поддержку;
проведение совместного анализа
промежуточных
результатов,
разработка дальнейших этапов
работы;
отвечает на вопросы родителей
других детей, часто это делает
через воспитателя.
вносит
предложения
по
12

другие
специалисты

-

оптимизации
работы
с
подопечным;
помогает
в
составлении
индивидуальных программ;
осуществляет
помощь
при
проведении занятий (адаптация
задания
для
воспитанника,
помощь
воспитаннику
в
ориентировании, в задании и др.)

2.5. Методы и приемы совместной
тьютора с воспитанниками с ОВЗ

деятельности

Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Игровые методы, применение игровых ситуаций - обучение через игру.
Привычная и желанная (в силу неусидчивости) форма организации деятельности
обучающегося для достижения образовательных целей.
2. Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми - игра,
помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, перевести ребенка из
коридора или спальни.
3. Метод расслабления - физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и
массажа - позволяют снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области
лица, артикуляционные упражнения, пальчиковая гимнастика, массажные мячи.
4. Дидактические игры - игры на развитие познавательной деятельности,
постепенное включение в игру: настольные игры, пазлы, конструирование
(постоянный контроль за действиями ребенка)

Методы и приемы, способствующие достижению выбранных задач
при реализации ОП:
Создание ситуаций
Индивидуальное научение
Работа по показу, образцу
Работа совместно со взрослым
Обучение в паре со здоровым ребенком
Научение через "рутины" - ежедневно повторяющиеся действия
Обучение в паре с родителями
Обучение через создание препятствий
Научение через ресоциализацию - устранение ранее сложившихся моделей
поведения и одновременное приобретение новых
10. Работа по схемам
11. Выделение/создание образцов для подражания (другие дети)
12. Материальное подкрепление
13. Научение средой
14. Обучение художественным словом
15. "Заразительность" - как другие
16. Использование родительского авторитета
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

13

2.6. Особенности взаимоотношений воспитанника с
особенностями развития в системе ДОУ и роль
тьютора в этом процессе
Ребенок с ОВЗ и воспитатель
Ребенок слушает воспитателя
выполняет его инструкции

и

Ребенок с ОВЗ и тьютор
Ребенок выполняет рекомендации
тьютора

Ребенок с ОВЗ и другие дети
Ребенок по своей инициативе
общается с ними, отвечает на
обращение других детей к нему
Ребенок с ОВЗ и родители
Ребенок перед заходом в группу
прощается с родителями, в конце дня
встречает родителей и прощается с
тьютором

Для этого тьютор:
- привлекает внимание ребенка к
воспитателю «Смотри на….., слушай»
- «Смотри в тетрадь, на доску»
- «Возьми карандаш, кисть, пиши,
рисуй»
- «Открывай тетрадь, возьми листок и
т.д.»
Для этого тьютор:
- следит за организацией рабочего
пространства воспитанника;
- соотносит задания воспитателя с
возможностями воспитанника;
- если ребенок не успевает полностью
выполнить задание – определяет
нужный момент, когда следует
остановиться и переключиться на
новое задание;
- если общее задание для всех детей
сложно для понимания ребенка, то
продолжает с подопечным работу по
предыдущему заданию;
Примечание: если тьютору сложно
решить в какой момент правильнее
переключиться,
то
необходимо
спросить об этом воспитателя.
Для этого тьютор:
- наблюдает за контекстом общения
детей и в соответствующие моменты
подключает к работе подопечного.
- организует диалог одногруппников.
Для этого тьютор:
- помогает подопечному в общении
со своими родителями в условиях
сада, помогает рассказать, что было в
саду, познакомить с друзьями и т.д.
Ребенок
может
обменяться
несколькими фразами и с родителями
других детей.

14

2.7. Особенности
взаимодействия
родителями воспитанников.

тьютора

с

Родители воспитанников с особенностями развития могут стать
активными помощниками в работе тьютора с их ребенком в ДОУ. У
родителей и ребенка появляется важная тема для разговоров – жизнь в
детском саду. Так как тьютор находится в близком общении с ребенком (как
в процессе образовательной деятельности так и в режиме дня), он может
представить полную картину жизни своего подопечного. Тьютор
информирует родителей об успехах ребенка, рассказывает о трудностях, о
том, как ребенок справляется с различного рода заданиями, возникают ли
проблемы, дает рекомендации, отвечает на вопросы родителей.
Необходимо отметить сложность включения родителей в коррекционный
процесс. Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий
являются необходимым условием эффективности образовательного процесса
и процесса социализации.
Основные направления работы с родителями:
- Установление контакта с родителями прибывших детей,
объяснение задач, составление плана совместной работы;
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему
ребенку, установки на сотрудничество и умение принять
ответственность в процессе анализа проблем ребенка,
реализации стратегии помощи.
- Оказание родителям эмоциональной поддержки:
*содействие родителям в получении информации об
особенностях развития ребенка, прогноза развития;
* формирование интереса к получению теоретических и
практических умений в процессе обучения и социализации
ребенка;
* проведение совместного анализа промежуточных
результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является
длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает
участие педагога-психолога, логопеда, дефектолога.
Задачи работы с семьей:
1. Совместная деятельность
2. Обучение
3. Конструирование
4. Просвещение
5. Информирование
Этапы работы с семьей:
1. Динамика позиционирования семьи и ДОУ (выявление уровня
готовности родителей к построению партнерских отношений с
15

учреждением):
- участие в образовательном процессе
- стремление посещать обязательные мероприятия для родителей
- заинтересованность в делах детей, группы, ДОУ
- понимание своей роли в событийном пространстве ДОУ (группы)
- выявление степени готовности к партнерству с образовательным
учреждением
2. Развитие социального партнерства:
- знакомство: мониторинг родительских запросов и ресурсов.
Выявляются общие ценности, определяется взаимная полезность
участников.
- совместная деятельность: обсуждение стратегии и тактики
образовательного процесса, проектирование образовательного
процесса.
- партнерство (реализация образовательного процесса): помощь в
организации и участие в праздниках, досугах, проектной деятельности.
Организация работы с родителями с тьюторских позиций пробуждает
социальную активность, стремление понимать и разрешать проблемы
дошкольного сообщества. Значительно меняются межличностные
отношения в семьях. Родители воспитанников участвуют в
формировании потенциально новой модели сотрудничества с ДОУ, в
реализации образовательных интересов детей.
Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные беседы
- памятки, буклеты
- информационные листовки для уголка
- родительские собрания

2.8.
«Капельки»
Дни недели

Расписание ООД в группе компенсирующей
направленности «Капельки», «Росинки» на 20242025 учебный год
Образовательные ситуации на игровой основе
Возраст: 5-7 лет
Длительность
одного
занятия:
Количество занятий в неделю: 14

20

минут

Понедельник
9.00. - 9.20 – Рисование
9.40 – 10.00. – музыкальное
15.30-15.50 - ознакомление с окружающим миром.

16

Вторник
9.00. - 9.20 – развитие речи
9.30-. 9.50. – лепка/ аппликация
9.30. -9.50. – физическая культура
Среда

9.00. - 9.20 – ФЭМП
9.30- 9.50 - логоритмика
9.55 - 10.15 - ознакомление с окружающим миром.

Четверг
9.00. - 9.15 - развитие речи
9.25. –9.40 – музыкальное
Физическая культура на воздухе

Пятница

9.00 - 9.15 – ФЭМП
9.30 -9.45 – физическая культура

«Росинки»
Дни недели

Понедельник

Вторник

Образовательные ситуации на игровой основе
Возраст: 5-7 лет
Длительность одного занятия: 15 минут
Количество занятий в неделю: 14
9.00. - 9.15 – ознакомление с окружающим миром.
9.40 – 9.55. – музыкальное
10.05-10.20- рисование

9.00. - 9.15 – лепка- аппликация
9.30-. 9.45. – физическая культура

17

Среда

9.00. - 9.15 – ФЭМП
9.25- 9.40 - логоритмика
10.00 - 10.20 - ознакомление с окруж.

Четверг

9.00. - 9.15 – развитие речи
9.25- 9.40 – музыкальное
физическая культура на воздухе

Пятница

9.00. - 9.15 – ФЭМП
9.30- 9.45 – физическая культура

3. Организационный раздел
3.1.Вариативные режимы дня.
Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность
пребывания в нем детей, определены Уставом. Организация работает по пятидневной
рабочей неделе с 8.00 до 18.30.
Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно числовым
показателям, представленным в Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных
правил
и
норм
СанПиН 1.2.3695-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» и требованиям авторов комплексной
образовательной программе дошкольного образования "ДЕТСТВО"/Т.И.Бабаева, А.Г.
Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО"ДЕТСТВО-ПРЕСС",
2017.
18

Так как ребенок посещает группу «Колокольчик», режим дня воспитанника
соответствует режиму дня данной группы.

Режим дня (сентябрь-май) на 2024 – 2025 учебный год
Возрастная группа
Содержание деятельности

Приём, осмотр детей, игры, утренняя
гимнастика

Группа
компенсирующей
направленности для
детей с задержкой
психического развития
и детей со сложными
дефектами
7.00-8.15

Подготовка к завтраку, завтрак
Подготовка к занятиям

8.15-8.50
8.50-9.00

Специально- организованная деятельность

9.00-10.20

Игры, подготовка к прогулке,
прогулка (игры, наблюдение, труд)
Возвращение с прогулки

10.20-11.50.

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.30

Подготовка ко сну, дневной сон
Подъем, водные процедуры, закаливание.
игры

12.30-15.00
15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.40

Специально- организованная деятельность

15.50-16.10

Игры, самостоятельная деятельность

16.10-17.30
17.30

11.50-12.00

Уход детей домой

3.2.Особенности
организации
развивающей
предметно- пространственной среды.
В соответствии со Стандартом предметно-пространственная развивающая образовательная
среда (далее – ППРОС, РППС) МБДОУ обеспечивает и гарантирует:
· охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального
благополучия детей с ЗПР, в том числе с учетом специфики информационной
социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому
19

достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной
самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при
взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации,
группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной
программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции
недостатков их речевого развития;
· построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность
свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также
свободу в выражении своих чувств и мыслей;

· создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного

самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а
также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных
потребностей и мотивов;
· открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их
поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а
также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
· построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие
возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного
ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
· создание равных условий, максимально способствующих реализации различных
образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным
национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих
различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
ППРОС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную,
воспитывающую, мотивирующую функции. Среда в МАДОУ не только развивающая, но и
развивающаяся.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда МАДОУ обеспечивает
возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом
специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования
Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной,
конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного
творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого
возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета
особенностей и коррекции недостатков развития детей с ЗПР.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда МАДОУ создана
педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей,
уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной
траектории развития.

20

3.3. Планирование основных видов деятельности по Программе:
1. Информационное обеспечение
2. Организационная деятельность
3. Учебно-методическая работа
4. Диагностико- аналитическая деятельность
№ п/п
1
1.1

1.2

1.3

2
2.1
2.2

Виды деятельности
Информационное обеспечение
Пополнение нормативно-правовой и методической
базы по инклюзивному обучению, организации
качественного и доступного образования в ДОУ
воспитанников с ОВЗ
Формирование банка данных современных
образовательных технологий (тьюторского
сопровождения): игровые, здоровьесберегающие,
личностно-ориентированные (технология
развивающего обучения, педагогика сотрудничества,
технология индивидуализации обучения),
информационно-коммуникативные и другие
Оформление наглядного демонстрационного и
печатного материала:
-изготовление методического и практического
материала для ООД с ребенком с особыми
образовательными потребностями, для родителей по
развитию и воспитанию ребенка с ОВЗ;
- оформление методических и практических
рекомендаций для специалистов инклюзивного
обучения по организации образовательной
деятельности и психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ;
-оказание помощи специалистам при подготовке
творческих работ для участия в конкурсах, смотрах,
праздниках, проводимых в ДОУ с участием ребенка с
ОВЗ;
Организационная деятельность
Оказание помощи ребенку с ОВЗ по успешному
включению в процесс ООД группы
Участие ребенка с ОВЗ в выставках творческих работ,
соревнованиях, праздниках, проводимых в ДОУ с
учетом возможностей и интересов ребенка

3
3.1

Учебно-методическое направление
Разработка и реализация адаптированной программы
для ребенка с ОВЗ

3.2

Оформление и ведение дневника ежедневных

Сроки
В течение
года
В течение
года

В течение
года

Ежедневно
В
соответствии
с планом
работы ДОУ
В
соответствии
с планом
работы ДОУ
Ежедневно
21

3.3
3.4

наблюдений за ребенком с ОВЗ
Консультирование родителей, специалистов
инклюзивного обучения
Участие в педагогических советах ДОУ, на
совещаниях специалистов инклюзивного обучения, на
заседаниях ППк

4
4.1

Диагностико-аналитическая деятельность
Обновление банка данных ребенка с ОВЗ

4.2

Анализ медицинской карты, беседы с родителями о
здоровье ребенка, его питание, соблюдении им
режимных моментов дома.
Анкетирование родителей
Анализ работы по итогам учебного года, задачи на
новый учебный год

4.3

В течение
года
В
соответствии
в планом
работыф
ДОУ,
графиком
ППк
В течение
года
Февральапрель
Май

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».